Котировки
[С задержкой на 20 минут]
 

География деятельности 

Ознакомьтесь с интерактивной картой нашего присутствия
Смотреть карту >

География деятельности
28 Мар 2018

Финансовые результаты по МСФО за 2017 год

/неофициальный перевод с английского языка/

RNS №: 1536J
28 марта 2018 года
ПАО «ТрансКонтейнер»

Финансовые результаты по МСФО за 2017 год

ПАО «ТрансКонтейнер» («ТрансКонтейнер» или «Компания» или «Общество» совместно с ее дочерними компаниями) сегодня публикует отчет менеджмента и аудированные консолидированные финансовые результаты за 2017 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Обзор операционных и финансовых результатов

Общая информация

ПАО «ТрансКонтейнер» - крупнейший российский интермодальный Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ный оператор. По состоянию на 31 декабря 2017 г. в собственности и под управлением Компании находилось 25 251 фитинговая платформа и 69 595 крупнотоннажных контейнеров (КТК). ПАО «ТрансКонтейнер» также располагает 42-мя собственными терминалами в России и управляет одним терминалом в Словакии на правах долгосрочной аренды. Совместное предприятие ПАО «ТрансКонтейнер» и «Казахстан Темир Жолы» - АО «Кедентранссервис» (КДТС) - оперирует 19-ю железнодорожными терминалами в Казахстане. Сеть продаж Компании включает в себя около 104 офисов продаж в России, с присутствием в странах СНГ, Европе и Азии.

Рост объемов российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок за 2017 год составил 19,0% по сравнению с 2016 годом и достиг 3 882 тыс. Единица количественного измерения транспортных потоков. Соответствует размерам КТК длиной 20 футов (6,1 м). Стандартный 40-футовый КТК равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент)
. Рост наблюдался по всем видам сообщений: внутренние перевозки увеличились на 7,6% год – к – году, перевозки в экспортном сообщении выросли на 20,6% год – к - году, прирост импортных и транзитных перевозок составил 32,9% и 60,3% соответственно.

Реализация стратегических целей Компании, направленных на повышение конкурентоспособности и операционной эффективности, позволили достичь рекордных значений финансовых и операционных результатов за всю историю Компании. В условиях благоприятной рыночной конъюнктуры усилия Компании были сфокусированы на предоставлении высококачественного клиентского сервиса, сохранению умеренной ценовой политики, особое внимание уделялось вопросам оптимизации управления парком, улучшению логистики и оптимизации затрат, в том числе относящихся  к терминальному бизнесу Компании.

В результате объем контейнерных перевозок с использованием платформ и контейнеров Компании за 2017 год вырос на 15,2% год – к - году и составил 1 777 тыс. ДФЭ. Объемы доходных перевозок увеличились на 19,5% год – к – году до 1 425 тыс. ДФЭ. Скорректированная выручка Компании увеличилась на 26,4% год – к – году, составив 27 782 млн. рублей, EBITDA выросла на 61,6% до 11 474 млн. рублей, чистая прибыль увеличилась вдвое, составив 6 534 млн. рублей.

Ключевые показатели экономической эффективности Компании: рентабельность чистой прибыли, рентабельность EBITDA и рентабельность собственного капитала - соответствовали установленным в стратегии показателям, , составив 23,5%, 41,3% и 16,2% соответственно.

Основные финансовые показатели Компании представлены в таблице ниже:

2017

2016

Изменение

год-к - году

руб. млн.

%

Выручка

65 567

51 483

+14 084

+27,4%

Скорректир,выручка

27 782

21 988

+5 794

+26,4%

Скорректир, опер,расходы

20 653

18 799

+1 854

+9,9%

EBITDA

11 474

7 099

+4 375

+61,6%

Скоррект, EBITDA margin

41,3%

32,3%

 

 

Прибыль за период

6 534

3 244

+3 290

+101,4%

Скорр.маржа по чистой прибыли

23,5%

14,8%

 

 

На 31 декабря 2017 года совокупный долг Компании составил 6 412 млн. руб., в то время как значение чистого долга всего 2 241 млн. руб., в результате отношение чистого долга к EBITDA составило 19,5%.

С учетом возросшего клиентского спроса на услуги Компании  объем капиталовложений ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017 г. увеличился втрое и составил 6 млрд. 896 млн. руб. Инвестиции в основном были направлены на приобретение крупнотоннажных контейнеров, фитинговых платформ и терминальные активы. В соответствии с политикой Компании, все капитальные вложения отчётном периоде финансировались за счет собственных средств.

 

Обзор текущей ситуации и тенденций

В первом квартале 2018 года российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок продолжает демонстрировать позитивную динамику на уровне 11% год – к - году, что несколько выше ожиданий Компании. Вместе с тем, исходя из результатов первого квартала 2018 года Компания в настоящее время предполагает, что в текущем году рост рынка железнодорожных контейнерных перевозок будет в пределах 10%. Компания продолжает внимательно следить за текущими рыночными тенденциями и событиями.

Принимая во внимания тенденции рынка, Компания увеличила объем инвестиционной  программы в бюджете 2018 года до рекордного значения в 12,3 млрд. рублей. Инвестиции главным образом будут направлены на приобретение контейнеров и фитинговых платформ. Для целей финансирования инвестиций в январе 2018 года Компания  разместила пятилетние амортизируемые биржевые облигации серии БО-01 на сумму 6 млрд руб. со ставкой купона 7,5%. Также, учитывая существующий риск роста цен на фитинговые платформы, в условиях роста спроса со стороны операторов и ограниченных производственных мощностей российских производителей, Компания намерена принимать меры по дальнейшему повышению эффективности управления существующим парком, для удовлетворения клиентского спроса.

Основные операционные результаты

Железнодорожные контейнерные перевозки

Объем контейнерных перевозок с использованием активов Компании за 2017 год вырос на 15,2% год – к - году и составил 1 777 тыс. ДФЭ, главным образом за счет увеличения объемов перевозок в международном сообщении.

Контейнерные перевозки с использованием активов Компании в 2017 г. (КТК груженые и порожние, тыс. ДФЭ)

 

2017

2016

Изменение

 

 

 

000’ ДФЭ

%

Внутренние перевозки

903,7

866,8

+36,9

+4,3%

Экспорт

432,1

360,2

+71,9

+20,0%

Импорт

315,5

241,9

+73,6

+30,4%

Перевозка грузов из одной страны в другую через территорию третьих стран. Вопрос о допущении транзита и его условиях является предметом торговых договоров и соглашений между отдельными странами. Различают прямой транзит, когда перевозки иностранных товаров осуществляются под таможенным обеспечением без помещения на таможенный склад, и косвенный, когда товары поступают на таможенные склады, а затем за границу.
Транзит

126,0

74,2

+51,8

+69,9%

Все направления

1 777,3

1 543,1

+234,2

+15,2%

 

Объем контейнерных перевозок подвижным составом Компании за 2017 г. вырос на 16,8% и составил 1 665,1 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 425,8 тыс. ДФЭ за аналогичный период 2016 года. Объем доходных ж-д перевозок Компании за 2017 год вырос на 19,5% год – к - году и составил 1 424,5 тыс. ДФЭ.

Переработка контейнеров на терминалах

По итогам 2017 года объем терминальной переработки контейнеров увеличился на 5,2% и составил 1 млн. 294 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 млн. 230 тыс. ДФЭ годом ранее.

 

Определенное отставание динамики объемов терминальной переработки Компании от темпа роста рынка контейнерных перевозок в целом связано с опережающими темпами роста экспортных и транзитных перевозок. Кроме того, на объемы терминальной переработки Компании повлияли ограничения на работу ряда  терминалов Компании в Москве, связанные с планами Правительства Москвы сократить число терминалов в центральной части города.

Показатели производственной эффективности  

Начиная с 30 сентября 2017 года отчета, Компания применяет новую методику расчета порожнего пробега платформ и контейнеров. Новая методика базируется на «контейнеро*километрах», в отличие от предыдущей, основанной на средней дальности пробега. Новые показатели являются более репрезентативными, поскольку учитывают как дальность, так и объемы порожних перевозок.

В таблице ниже приведены значения показателей порожнего пробега, рассчитанные по старой и новой методике.

К-т порожнего пробега

2014

2015

2016

I кв 2016

II кв 2016

III кв 2016

IVкв 2016

I кв 2017

II кв 2017

III кв 2017

IVкв 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контейнеры (новая)

17,6%

21,7%

21,5%

20,9%

22,2%

22,0%

20,9%

22,6%

17,4%

16,7%

19,6%

Контейнеры (старая)

28,8%

31,2%

32,0%

29,3%

32,3%

34,0%

32,1%

31,8%

29,7%

30,2%

30,8%

 

Платформы (новая)

2,2%

2,0%

2,7%

2,3%

1,9%

3,1%

3,5%

3,6%

3,7%

4,1%

4,1%

Платформы (старая)

7,2%

7,4%

8,3%

8,2%

6,4%

8,8%

9,5%

9,2%

10,8%

12,1%

11,3%

 

В 2017 году коэффициент порожнего пробега контейнеров улучшился с 21,5% до 19,2% благодаря мерам по оптимизации продаж, операционного планирования и тарифов, в то время как оборот платформ вырос с 2,7% до 3,9% в основном за счет дисбаланса контейнеропотоков в Дальневосточном регионе, вызванного увеличением транзитных объемов и импорта из Китая.

 

 

2017

2016

Оборот контейнеров, сут.

37,7

36,2

Оборот платформ, сут.

12,1

13,5

 

 

 

К-т порожнего пробега[1] Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов, %

19,2%

21,5%

К-т порожнего пробега[2] платформ, %

3,9%

2,7%

 

По итогам 2017 года, оборот платформ сократился до 12,1 суток по сравнению с 13,5 суток по результатам 2016 года, в то время как показатель оборота Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов вырос с 36,2 суток до 37,7 суток, что было вызвано политикой Компании по созданию резервов (стоков) контейнеров в ключевых центрах погрузки с целью сокращения простоя платформ.

 

Ключевые финансовые показатели

 

Основные финансовые показатели Общества за 2017 и 2016 гг.:

Показатель

2017

2016

Изменение г/г

млн  руб                 %

 

Выручка

65 567

51 483

+14 084

+27,4%

 

Прочие операционные доходы

647

660

-13

-2,0%

 

Oперационные расходы

-58 438

-48 294

-10 144

+21,0%

 

Операционная прибыль

7 776

3 849

+3 927

+102,0%

 

Процентные расходы

-634

-492

-142

+28,9%

 

Процентные доходы

301

276

+25

+9,1%

 

Прибыль от курсовых разниц  нетто

-23

-223

+200

-89,7%

 

Доля в финансовом результате ассоциированных компаний и совместных предприятий

704

669

+35

+5,2%

 

Сальдо других финансовых результатов

48

0

+48

!

 

Прибыль до налога на прибыль

8 172

4 079

+4 093

+100,3%

 

Налог на прибыль

-1 638

-835

-803

+96,2%

 

Прибыль за период

6 534

3 244

+3 290

+101,4%

 

Прочий совокупный доход

-29

-670

+641

-95,7%

 

Переоценки и прочие резервы по пенсионным планам

99

-120

+219

-182,5%

 

Курсовые разницы от пересчета в валюту представления (ТК)

14

-60

+74

-123,3%

 

Курсовые разницы от пересчета в валюту представления (ДЗО & СП)

-142

-490

+348

-71,0%

 

Прочий совокупный доход

0

0

+0

 

 

Приходящийся на:

6 508

2 574

+3 934

+152,8%

 

Акционеров материнской компании

0

2 574

-2 574

-100,0%

 

Долю неконтролирующих акционеров

0

0

+0

!

 

Корректировки и дополнительная финансовая информация

Большинство своих услуг Компания предоставляет, привлекая соисполнителей. Соответственно, услуги этих третьих сторон представлены как в выручке, так и в расходах Компании. В частности, в эти услуги входят железнодорожный тариф.

 

Услуги третьих сторон, отличающиеся от тех, которые относятся к услугам интегрированной логистики, выделяются в отдельную статью выручки «Услуги сторонних организаций, относящиеся к услугам по организации перевозки и переработки грузов».

 

Все услуги третьих лиц формируют статью «Расходы сторонних организаций по основной деятельности».

 

Расшифровка расходов сторонних организаций в выручке Компании

Показатель

2017

2016

Изменение г/г

млн.руб.             %

 

 

Услуги сторонних организаций  относящиеся к интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

35 805

24 641

+11 164

+45,3%

 

 

Услуги сторонних организаций  относящиеся к услугам по организации перевозки и переработки грузов

1 980

4 854

-2 874

-59,2%

 

 

Расходы сторонних организаций по основной деятельности

37 785

29 495

+8 290

+28,1%

 

 

С целью уточнения анализа, мы выделяем вклад соисполнителей в выручку и расходы:

 

Скорректированная выручка

Показатель

2017

2016

Изменение г/г

млн.руб.             %

Выручка

65 567

51 483

+14 084

+27,4%

Расходы на услуги сторонних организаций по основной деятельности

-37 785

-29 495

-8 290

+28,1%

Скорректированная выручка3

27 782

21 988

+5 794

+26,4%

 

 

 

 

 

Показатель

2017

2016

Изменение г/г

млн.руб.             %

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги

57 052

38 767

+18 285

+47,2%

Услуги сторонних организаций  относящиеся к интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

-35 805

-24 641

-11 164

+45,3%

Скорректированная выручка  относящаяся с интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

21 247

14 126

+7 121

+50,4%

 

 

 

 

 

Корректировка операционных расходов

Показатель

2017

2016

Изменение г/г

млн.руб.             %

Операционные расходы

58 438

48 294

+10 144

+21,0%

Расходы на услуги сторонних организаций по основной деятельности

-37 785

-29 495

-8 290

+28,1%

Скорректированные операционные расходы4

20 653

18 799

+1 854

+9,9%

 

Ряд используемых показателей, таких как Скорректированная выручка, Скорректированные операционные расходы, EBITDA. Скорректированная рентабельность по EBITDA и Скорректированная рентабельность по чистой выручке не являются финансовыми показателями по МСФО, и представляют собой дополнительные индикаторы операционной деятельности Компании. Они используются как дополнительные аналитические индикаторы, имеющие ограниченную применимость, и их не следует использовать, ни по отдельности, ни в комбинации, в качестве замены показателей по МСФО. Ниже представлена сводная таблица по перечисленным индикаторам:

 

Основные индикаторы, не являющиеся финансовыми показателями по МСФО

Показатель

2017

     2016

Изменение г/г

млн,руб,          %

Выручка

65 567

51 483

+14 084

+27,4%

Скорректированная выручка1

27 782

21 988

+5 794

+26,4%

Скорректированные операционные расходы2

20 653

18 799

+1 854

+9,9%

EBITDA3

11 474

7 099

+4 375

+61,6%

Скорректированная рентабельность EBITDA4

41,3%

32,3%

 

 

Прибыль за период

6 534

3 244

+3 290

+101,4%

Рентабельность по чистой прибыли

23,5%

14,8%

 

 

Долг

6 412

9 137

-2 725

-29,8%

Чистый долг5

2 241

3 534

-1 293

-36,6%

EBITDA за последние 12 мес.

11 474

7 099

+4 375

+61,6%

Чистый долг / LTM EBITDA6

19,5%

49,8%

 

 

 

1 Скорректированная выручка рассчитывается как выручка за вычетом стоимости услуг сторонних организаций, привлекаемых в качестве соисполнителей при оказании  услуг по основной деятельности,

2 Скорректированные операционные расходы рассчитываются как операционные расходы, за вычетом расходов на оплату услуг сторонних организаций-соисполнителей по основной деятельности,

3 EBITDA рассчитывается как прибыль за период до налога на прибыль, процентных расходов и амортизации,

4 Скорректированная рентабельность по EBITDA рассчитывается как отношение EBITDA к Скорректированной выручке,

5 Чистый долг рассчитывается как долгосрочный долг, обязательства по финансовой аренде, краткосрочный долг и текущая часть долгосрочного долга за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также краткосрочных финансовых вложений.

6. LTM EDITDA рассчитывается как EBITDA за последние двенадцать месяцев

 

Выручка

Ниже представлена структура выручки за 2017 и 2016 гг. соответственно:

 

Структура выручки

млн,руб,

2017

2016

Изменение г/г

млн,руб,          %

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги

57 052

38 767

+18 285

+47,2%

Железнодорожные контейнерные перевозки

2 224

4 061

-1 837

-45,2%

Услуги сторонних организаций  относящиеся к к услугам по организации перевозки и переработки грузов

1 980

4 854

-2 874

-59,2%

Место, оборудованное для перевалки и хранения контейнеров. 
В ОАО «РЖД» терминал чаще называют «контейнерной площадкой» или «контейнерным терминалом».
Терминал
ьное обслуживание, услуги СВХ и агентские услуги

 

3 580

2 596

+984

+37,9%

Автоперевозки

386

875

-489

-55,9%

Прочие виды деятельности

 

345

330

+15

+4,5%

Всего выручка

65 567

51 483

+14 084

+27,4%

 

Выручка Компании за 2017 год выросла на 14 млрд. 084 млн. руб. или на 27,4% год – к - году до 65 млрд. 567 млн. руб. по сравнению с 51 млрд. 843 млн. в 2016 году. Увеличение выручки было преимущественно вызвано ростом объемов перевозок активами Компании, а также увеличением объемов терминальной переработки на фоне продолжающегося роста контейнерного рынка.

 

Нижеследующая таблица демонстрирует долю компонентов скорректированной выручки (см. раздел Корректировки и дополнительная финансовая информация) за 2017 и 2016 гг. соответственно:

 

Структура скорректированной выручки

 

 

2017

2016

Изменение г/г

 

млн,руб,

доля  %

млн,руб,

доля  %

млн,руб,

%

Скорректированные интегрированные экспедиторские и логистические услуги

21 247

76,5%

14 126

64,2%

+7 121

+50,4%

Железнодорожные контейнерные перевозки

2 224

8,0%

4 061

18,5%

-1 837

-45,2%

Терминальное обслуживание, услуги на складах временного хранения  и агентские услуги

3 580

12,9%

2 596

11,8%

+984

+37,9%

Автоперевозки

386

1,4%

875

4,0%

-489

-55,9%

Прочее

345

1,2%

330

1,5%

+15

+4,5%

Итого скорректированная выручка

27 782

100%

21 988

100%

+5 794

+26,4%

 

Скорректированная выручка (как определено выше) выросла на 26,4% год – к - году до 27 млрд. 782 млн. руб. за 2017 год, в сравнении с 21 млрд. 988 млн. руб. в 2016 году. Данный рост вызван увеличением объемов выручки от услуг интегрированной логистики, терминальной переработки, услуг, оказываемых на складах временного хранения и агентских услуг.

 

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги 

Выручка от предоставления интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла на 47,2% год – к – году до 57 млрд. 052 млн. руб. за год, окончившийся 31 декабря 2017 года.

 

Скорректированная выручка от интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла на 50,4% год – к - году до 21 млрд. 247 млн. руб. за 2017 в связи с увеличением объемов доходных перевозок и за счет переключения спроса клиентов в пользу услуг интегрированной логистики.

 

Железнодорожные контейнерные перевозки

Выручка от железнодорожных контейнерных перевозок снизилась на 45,2% год – к – году до 2 млрд. 224 млн. руб. за 2017 год в сравнении с 4 млрд. 061 млн. руб. в 2016 году в связи с  продолжающимся смещением клиентского спроса в пользу контрактов интегрированной логистики.

 

Терминальное обслуживание и агентские услуги

Выручка от терминальных услуг, включая услуги на складах временного хранения и агентское вознаграждение, выросла на 37,9% год – к – году до 3 млрд. 580 млн. руб. за 2017 год в сравнении с 2 млрд. 596 млн. руб. в 2016 году. Данный рост связан в первую очередь с ростом агентского вознаграждения, увеличением объемов терминальной переработки, а также изменениями в . классификации ряда услуг Компании.

Начиная с 30 июня 2017 года, данный вид выручки включает услуги на складах временного хранения, ранее выделяемые в отдельный тип. Эта реклассификация была сделана, чтобы отразить изменения в структуре услуг Компании, произошедшие во II квартале 2017 г.

Автоперевозки

Выручка от автоперевозок уменьшилась на 489 млн. руб., или на 55,9% год – к - году до 386  млн. руб. за 2017 год против 875 млн. руб. годом ранее, преимущественно за счет роста объемов  автоперевозок в составе услуг интегрированной логистики.

 

Прочие экспедиторские и логистические услуги

Начиная с 30 сентября 2017 г. Компанией был принят новый Единый перечень услуг, согласно которому некоторые экспедиторские и логистические услуги были включены в состав операторских и терминальных услуг. Это привело к значительному уменьшению выручки по обозначенной статье, в результате чего было решено отнести ее к прочим услугам.

 

Выручка от предоставления прочих экспедиторских и логистических услуг (не связанных с предоставлением услуг интегрированной логистики) выросла на 4,5% год – к - году до 345 млн. руб. за 2017 год в сравнении с 330 млн. руб. в 2016 году в связи с увеличением объемов транспортировки и изменениями в структуре услуг Компании.

 

Операционные расходы

Ниже представлена структура операционных расходов Общества за 2017 и 2016 гг.  соответственно:

 

Операционные расходы

 

2017

2016

Показатель 

млн,руб,

% от опер, расходов

% от выручки

Млн,руб,

% от опер, расходов

% от выручки

Расходы на услуги сторонних организаций,  относящиеся к основной деятельности

37 785

64,7%

57,6%

29 495

61,1%

57,3%

Услуги по перевозке и обработке грузов

6 549

11,2%

10,0%

5 972

12,4%

11,6%

Расходы на оплату труда

5 809

9,9%

8,9%

5 244

10,9%

10,2%

Амортизация

2 668

4,6%

4,1%

2 528

5,2%

4,9%

Материалы и затраты на ремонт

3 182

5,4%

4,9%

2 605

5,4%

5,1%

Налоги  за исключением налога на прибыль

581

1,0%

0,9%

543

1,1%

1,1%

Арендная плата

279

0,5%

0,4%

311

0,6%

0,6%

Прочие расходы

1 585

2,7%

2,4%

1 596

3,3%

3,1%

Итого операционные расходы

58 438

100,0%

89,1%

48 294

100,0%

93,8%

 

Операционные расходы Компании выросли на 10 млрд. 144 млн. руб. или 21,0% год – к - году до 58 млрд. 438 млн. руб. за 2017 год с 48 млрд. 294 млн. руб. годом ранее. Рост произошел благодаря существенному увеличению стоимости услуг соисполнителей по основной деятельности.

 

Услуги сторонних организаций, относящиеся к основной деятельности

Расходы на оплату услуг сторонних организаций, относящиеся к основной деятельности, увеличилась на 28,1% год – к - году до 37 млрд. 785 млн. руб. за год, окончившийся 31 декабря 2017 года по сравнению с 29 млрд. 495 млн. руб. за аналогичный период 2016 года. Данный рост обусловлен ростом объемов операций Компании, индексацией тарифов РЖД и других соисполнителей, а также ростом объемов международных перевозок с привлечением услуг сторонних организаций. Укрепление позиций российского рубля против доллара и евро в отчетном периоде, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года было частично компенсировано ростом валютной составляющей в стоимости услуг соисполнителей.

 

Скорректированные операционные расходы

Скорректированные операционные расходы (как определено в разделе Корректировки и дополнительная финансовая информация)  выросли на 9,9% год – к - году до 20 млрд. 653 млн. руб. за 2017 год со значения 18 млрд. 799 млн. руб. в 2016 году, в основном, вследствие роста расходов на перевозку и обработку грузов, расходов на ремонты и материалы и налогов, отличных от налога на прибыль. Расходы на аренду и прочие расходы, напротив, несколько снизились.

 

Структура и динамика скорректированных операционных расходов за 2017 и 2016 гг. соответственно.

 

                         2017                                       2016

Изменения за период

 

млн,руб,

%

млн,руб,

%

млн,руб,

%

Услуги по перевозке и обработке грузов

6 549

31,7%

5 972

31,8%

+577

+9,7%

Расходы на оплату труда

5 809

28,1%

5 244

27,9%

+565

+10,8%

Амортизация

2 668

12,9%

2 528

13,4%

+140

+5,5%

Материалы и затраты на ремонт

3 182

15,4%

2 605

13,9%

+577

+22,1%

Налоги  за исключением налога на прибыль

581

2,8%

543

2,9%

+38

+7,0%

Арендная плата

279

1,4%

311

1,7%

-32

-10,3%

Прочие расходы

1 585

7,7%

1 596

8,5%

-11

-0,7%

Итого: Скорректированные операционные расходы

20 653

100,0%

18 799

100,0%

+1 854

+9,9%

 

В течение 2017 года произошли незначительные изменения в структуре скорректированных расходов, однако они не вышли из диапазона, предусмотренного бизнес-моделью Компании.

 

Услуги по перевозке и обработке грузов

Расходы на перевозку и обработку грузов 2017 г. увеличились на 577 млн. рублей, или на 9,7%, и составили 6 549 млн. рублей. Основными факторами увеличения расходов стали рост объемов операций Компании и индексация тарифов РЖД, которые были частично компенсированы  за счет сокращения коэффициента порожнего пробега и более эффективного управления парком платформ и контейнеров.

 

Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда выросли на 565 млн. руб. или 10,8% год – к - году до 5 млрд. 809 млн. руб. за 2017 год с 5 млрд. 244 млн. руб. в предыдущем году. Рост произошел благодаря индексации зарплаты и премиальным выплатам, зависящим от финансовых и операционных результатов. Данный рост был частично компенсирован снижением на 2,8% среднесписочной численности персонала с 3 634 до 3 533 сотрудников.

 

Амортизация

Расходы на амортизацию основных средств увеличились на 140 млн. руб. или 5,5% год – к - году до 2 млрд. 668 млн. руб. за 2017 год в сравнении с 2 млрд. 528 млн. руб. в 2016, отражая рост капитальных затрат в 2017 году.

 

Материалы и затраты на ремонт

Затраты на материалы и ремонт выросли на 22,1% год – к - году до 3 млрд. 182 млн. руб. за 2017 год в сравнении с 2 млрд. 605 млн. руб. в 2016 году в основном за счет увеличения количества ремонтов, которое было обусловлено большей интенсивностью использования парка, а также за счет увеличения средней цены ремонта, вызванной повышением цен на литье в условиях растущего спроса на российском рынке.

 

Налоги за исключением налога на прибыль

Налоги за исключением налога на прибыль увеличились на 7,0% год – к – году до 581 млн. руб. за 2017 год со значения 543 млн. руб. годом ранее, в основном благодаря изменившемуся балансу платежей НДС.

 

Аренда

Арендные платежи снизились на 32 млн. руб. или на 10,3% год – к – году до 279 млн. руб. за 2017 год со значения 311 млн. руб. годом ранее, в связи с прекращением договоров операционного лизинга платформ в I полугодии 2017 г.

 

Прочие операционные расходы

В состав прочих расходов включаются такие статьи как расходы на охрану, консультационные услуги, топливо и энергия, приобретение лицензий и программ, расходы на связь, изменения в резервных отчислениях и т.д. За отчетный год прочие операционные расходы снизились на 0,7% год – к – году до 1 млрд. 585 млн. руб. со значения 1 млрд. 596 млн. руб. за предыдущий год. Данное снижение произошло благодаря уменьшению расходов на консультационные и прочие услуги, и было частично компенсировано увлечением по статьям топливо, энергия, ИТ и связь.

 

Процентные расходы

 

Процентные расходы выросли на 142 млн. руб. или 28,9% год – к - году до 634 млн. руб. за 2017 год по сравнению с 492 млн. руб. годом ранее, в основном благодаря привлечению рублевого облигационного займа на 5 млрд. руб. БО2 в сентябре 2016 года.

 

Процентные доходы

Процентные доходы выросли на 25 млн. руб. или 9,1% год – к - году до 301 млн. руб. за отчетный год со значения 276 млн. руб. в 2016 году вследствие роста остатков на депозитных счетах, которое скомпенсировало снижение средних ставок по депозитам.

 

Прибыль до налога на прибыль

В результате причин, описанных выше, прибыль до налога на прибыль выросла на 4 млрд. 093 млн. руб., или на 100,3% год – к - году, до значения 8 млрд. 172 млн. руб. за 2017 год со значения 4 млрд. 079 млн. руб. годом ранее.

 

Налог на прибыль

Расходы по налогу на прибыль увеличились на 803 млн. руб., или на 96,2% год – к - году, до 1 638 млн. руб. за 2017 год со значения 835 млн. руб. годом ранее, в основном благодаря увеличению налогооблагаемой базы.

 

Эффективная ставка налога на прибыль снизилась с 20,5% в 2016 до 20,0% в отчетном периоде.

 

Прибыль за период и совокупный доход

В результате упомянутых выше причин прибыль за период в 2017 году выросла на 3 млрд. 290 млн. руб., или 101,4% год – к - году до 6 млрд. 534 млн. руб. в сравнении с 3 млрд. 244 млн. руб. в 2016 году. С учетом эффекта от курсовых разниц от пересчета в валюту представления и прочих эффектов неденежного характера совокупный доход Компании за 2017 год вырос на 152,8% и достиг 6 млрд. 508 млн. руб. в сравнении с 2 млрд. 574 млн. руб. в 2016 году.

 

Ликвидность и источники капитала

По состоянию на 31 декабря 2017 года Общество располагало денежными средствами и их эквивалентами на общую сумму 4 млрд. 171 млн. руб., а текущие активы общества превышали его текущие обязательства на 2 млрд. 263 млн. руб.

 

Бизнес Общества в значительной степени зависит от базы активов и их качества и связан с существенными инвестициями, в том числе в обновление парка подвижного состава и инвестиций в расширение и модернизацию терминалов и прочих активов. В течение отчетного периода Общество финансировало операционную деятельность и инвестиционную программу за счет собственного денежного потока.

 

Движение денежных средств

Ниже представлены основные компоненты консолидированных денежных потоков Общества 2017 и 2016 гг. соответственно:

 

 млн. руб.

2017

2016

Чистые денежные средства  полученные от операционной деятельности

8 466

6 236

Чистые денежные средства  использованные в инвестиционной деятельности

-6 568

-1 564

Чистые денежные средства  полученные от финансовой деятельности

-3 282

-976

Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов

-1 384

3 696

Курсовые разницы

30

-281

Денежные средства и их эквиваленты на конец периода

4 171

5 525

Денежный поток от операционной деятельности

Операционный денежный поток вырос на 2 млрд. 203 млн. руб. или на 35,8% год – к - году до 8 млрд. 466 млн. руб. за 2017 год со значения 6 млрд. 236 млн. руб. в 2016 году, в основном благодаря росту операционной прибыли.

 

Денежный поток, использованный в  инвестиционной деятельности  

Денежный поток, использованный в инвестиционной деятельности, увеличился на 5 млрд. 004 млн. руб. или на 319,9% год – к - году до 6 млрд. 568 млн. руб. за 2017 год со значения 1 млрд. 564 млн. руб. за 2016 год. благодаря увеличению объема капитальных затрат с 2 млрд. 242 млн. руб. до 6 млрд. 896 млн. руб. соответственно.

 

Денежный поток, использованный в финансовой деятельности

Денежный поток, использованный в  финансовой деятельности, увеличился на 2 млрд. 306 млн. руб. или на 236.3% до 3 млрд. 282 млн. руб. за 2017 год в сравнении 976 млн. руб. в 2016 году в результате плановых погашений долговых обязательств.

 

Капитальные вложения

Капитальные вложения увеличились на 4 млрд. 654 млн. руб. или на 207,6% год – к - году до 6 млрд. 896 млн.руб. за 2017 год со значения 2 млрд. 242 млн. руб. в предыдущий год. Основной объем капитальных вложений связан приобретением крупнотоннажных контейнеров и фитинговых платформ.

 

Программа капитальных вложений на 2018 год

Программа капитальных вложений Общества направлена на сохранение лидерских позиций Общества на российском рынке контейнерных перевозок, усиление позиций на внешних рынках, а также оптимизацию структуры активов и показателей операционной эффективности.

 

Общий объем капитальных вложений на 2018 год запланирован в сумме 12,3 млрд. руб. (без НДС), однако реальный объем инвестиций будет зависеть от рыночных условий. В фокусе инвестиционной программы-2018 – закупки вагонов и контейнеров и совершенствование терминальной инфраструктуры.

 

Источники капитала

Текущая деятельность и инвестиции Общества финансируются преимущественно за счет собственных средств, а также за счет заимствований в российских рублях. По состоянию на 31 декабря 2017 года задолженность Общества состояла из двух выпусков рублевых облигаций и обязательств по финансовой аренде на общую сумму 6 млрд. 412 млн. руб., в сравнении с 9 млрд. 137 млн. руб. на 31 декабря 2016 года. На 31 декабря 2017 года чистый долг Компании составил 2 млрд. 241 млн. руб.

 

По состоянию на 31 декабря 2016 г. практически вся задолженность Общества является необеспеченной. Вся задолженность Общества номинирована в российских рублях с фиксированной процентной ставкой.

 

Рублевые облигации серии 4

 

1 февраля 2013 г. Общество произвело выпуск неконвертируемых облигаций на общую сумму 5 000 млн рублей с номинальной стоимостью 1 000 рублей и сроком обращения пять лет. Чистый доход от выпуска облигаций после вычета расходов, связанных с размещением, составил 4 988 млн рублей. Ставка купонного дохода на пять лет составляет 8,35%. Купонный доход выплачивается раз в полгода.

 

Облигации серии 4 будут погашаться четырьмя равными долями один раз в полгода в течение четвертого и пятого годов обращения.

 

По состоянию на 31 декабря 2017 года балансовая стоимость облигаций составила 1 295 млн. руб., включая начисленный купонный доход в сумме 45 млн. руб. по состоянию на 31 декабря 2017 года, который был отражен в консолидированном отчете о финансовом положении в составе краткосрочной части долгосрочных облигационных займов.

 

Рублевые облигации серии БО-02

 

22 сентября 2016 г. Общество выпустило неконвертируемые 5-летние облигации на сумму 5 млрд. рублей номиналом 1 000 руб. каждая. Выручка от размещения за вычетом необходимых расходов составила 4 987 млн. руб. Купон по ставке 9,4% будет выплачиваться раз в полгода.

 

Облигации серии БО-02 будут погашаться четырьмя полугодовыми платежами в 4 и 5 год обращения. В связи с этим  бонд входит в состав долгосрочной задолженности.

 

По состоянию на 31 декабря 2017 года остаточная стоимость выпуска составляла 4 987  млн. руб., Сумма начисленного купона составила 130 млн. руб. и включена в консолидированный отчет о финансовом положении как краткосрочная часть долгосрочных займов.

 

Оборотный капитал

Оборотный капитал Общества рассчитывается как разница между его текущими активами и текущими обязательствами. Основные статьи оборотного капитала на 31 декабря 2017 и 2016 гг. приведены  в таблице ниже:

 

 млн.руб.

31 декабря 2017 г.

31 декабря 2016 г.

Текущие активы

Запасы

287

209

Дебиторская задолженность по основной деятельности и прочая дебиторская задолженность

1 323

1 605

Авансы выданные и прочие оборотные активы

3 975

3 584

Предоплата по налогу на прибыль

0

5

Краткосрочные финансовые вложения

0

78

Денежные средства и их эквиваленты

4 171

5 525

Внеоборотные активы на продажу

0

0

Итого текущие активы

9 756

11 006

Текущие обязательства

Кредиторская задолженность по основной деятельности и прочая кредиторская задолженность

4 562

4 279

Краткосрочные кредиты и займы

1 425

2 762

Задолженность по налогу на прибыль

87

21

Задолженность по налогам  за исключением налога на прибыль

370

378

Резервы

0

38

Обязательства по финансовой аренде  текущая часть

0

18

Дивиденды к уплате

0

0

Другие текущие обязательства

1 049

876

Доходы будущих периодов

0

0

Итого текущие обязательства

7 493

8 372

 

 

 

Оборотный капитал

2 263

2 634

Оборотный капитал снизился на 371 млн. руб. до 2 млрд. 263 млн. руб. на 31 декабря 2017 года со значения 2 млрд. 634 млн. руб. на 31 декабря 2016 года.

 

Отчетность

Консолидированная аудированная отчетность ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017 г. доступна в системе раскрытия информации Великобритании: http://www.hemscott.com/nsm.do или на сайте Компании: http://www.trcont.ru.

 

Телефонная конференция

 

ТрансКонтейнер проведет конференц-звонок для аналитиков в среду 28 марта 2018 года в 15 часов по лондонскому/ 17 часов по московскому времени. Детали звонка представлены ниже:

 

 

Номер в Великобритании

Номер в России (фиксированная линия)

0800 694 0257

810 8 002 097 2044

Код участия

7181416#

 

 

Запись звонка будет доступна для прослушивания до 28 апреля 2018 года. Информация для доступа к записи:

 

Номер в Великобритании

Номер в России (фиксированная линия)

0800 953 1533

8 499 677 1064

Код доступа

7181416#

 

 

Контакты:

 

ПАО “ТрансКонтейнер»

 

Андрей Жемчугов,

Первый заместитель финансового директора

+7 495 637 9178
+7 495 609 6062

 

E-mail

ir@trcont.ru

Website

www.trcont.ru

 


[1] коэффициент порожнего пробега рассчитан как среднее от выражения (количество порожних Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов)* (дальность в км), разделенное на  среднее от выражения  (количество груженых и порожних контейнеров)* (дальность в км)

[2] Среднее расстояние порожнего пробега платформы или контейнера, деленное на среднее расстояние общего пробега платформы или контейнера, соответственно.
Коэффициент порожнего пробега
платформ рассчитан как среднее от выражения (количество порожних вагонов)* (дальность в км), разделенное на  среднее от выражения  (количество груженых и порожних вагонов)* (дальность в км)

В начало

Обратная связь

Годовой отчет за 2016 год

PDF- версия послед-
него годового отчета

Скачать >