Котировки
[С задержкой на 20 минут]
 

География деятельности 

Ознакомьтесь с интерактивной картой нашего присутствия
Смотреть карту >

География деятельности
29 Мар 2017

Финансовые результаты по МСФО за 2016 год

/неофициальный перевод с английского языка/

RNS Number : 8203A

ПАО «ТрансКонтейнер» («ТрансКонтейнер» или «Компания» или «Общество» совместно с ее дочерними компаниями) сегодня публикует отчет менеджмента и аудированные консолидированные финансовые результаты за 2016 г в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

 

Обзор операционных и финансовых результатов

 

Общая информация

ПАО «ТрансКонтейнер» - крупнейший российский интермодальный Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ный оператор. По состоянию на  31 декабря 2016 г. доля Компании на рынке контейнерных перевозок в России оценивалась примерно 47,3%. Компания владеет и арендует   23 244 фитинговых платформ и 67 337 крупнотоннажных контейнеров (КТК). «ТрансКонтейнер» также располагает 45 собственными терминалами в России и управляет одним терминалом в Словакии на правах долгосрочной аренды. Совместное предприятие ПАО «ТрансКонтейнер» и «Казахстан Темир Жолы» - АО «Кедентранссервис» (КДТС) - оперирует 19-ю железнодорожными терминалами в Казахстане. Сеть продаж Компании включает в себя 115 офисов продаж в России, с присутствием в странах СНГ, Европе и Азии.

Российский рынок контейнерных перевозок отыграл 8,0% падение объемов в 2015 году и полностью восстановился в 2016, продемонстрировав рекордный уровень транспортировок в  3 261 тыс. Условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков или пропускной способности. 
Эквивалентна двадцати футам или размерам контейнера ИСО длиной 20 футов (6,1 м). Так, один стандартный 40-футовый контейнер серии ИСО равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ
и рост 10,2% год к году. Рост внутренних перевозок составил 12,0%, в то время как международные перевозки выросли на 8,3%.

Объем контейнерных перевозок, выполненных с привлечением транспортных активов Компании  увеличился на 8,9% год к году, до 1 543 тыс. ДФЭ.  Доходные перевозки выросли на 12,8% год-к-году до 1 193 тыс. ДФЭ. Тем не менее, уровень конкуренции на рынке оставался высоким в течение всего года, оказывая негативное влияние на транспортные тарифы Компании.

Продолжающееся восстановление рынка в совокупности с мерами Компании по оптимизации бизнеса явились ключевыми факторами для улучшения финансовых показателей за отчетный период, что представлено в нижеследующей таблице:

 

2016

2015

Изменение

год-к году

руб млн.

%

Выручка

51 483

42 505

+8 978

+21,1%

Скорр.выручка

21 988

20 311

1 677

8,3%

Скорр.расходы

18 799

17 848

951

5,3%

EBITDA

7 099

6 526

573

8,8%

Скорр. EBITDA %

32,3%

32,1%

 

 

Прибыль за период

3 244

2 831

413

14,6%

Скорр.маржа по чистой

прибыли

14,8%

13,9%

 

 

Долг

9 137

5 780

+3 357

+58,1%

Чистый долг

3 534

3 663

-129

-3,5%

Чистый долг / LTM EBITDA

0,50

0,57

 

 

 

В 2016 году EBITDA Компании выросла на 8,8% до 7 099 млн. руб. с 6 526 млн.руб. в 2015 году, чистая прибыль при этом выросла на 14,6% до  3 244 млн.руб. с 2 831 млн.руб. соответственно.

На 31 декабря 2016 года полный долг Компании составил 9 137 млн.руб., в то время как чистый долг составил только 3 534 млн.руб., по сравнению с 5 780 млн.руб. и 3 663 млн.руб. на  31 декабря 2015 года соответственно. В результате отношение полного долга к показателю EBITDA за последние 12 месяцев (LTM EBITDA ratio) уменьшилось до 50% на 31 декабря 2016 года со значения 57% на 31 декабря 2015 года.

Объем капиталовложений  Компании за 2016 г. Умеренно снизился на 7,9% к уровню предыдущего года до 2 242 млн.руб. с 2 434 млн.руб. в 2015 году, инвестиции были в основном направлены на приобретение  ISO контейнеров и переоборудование терминалов. Компания не инвестировала в прошедшем году в приобретение вагонов – возросший спрос клиентов удовлетворялся повышением эффективности собственного парка и использованием арендованных вагонов третьих сторон для погрузки клиентских грузов в Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнеры
Компании.

В результате денежный поток Компании до финансирования вырос с 1 904 млн.руб. в 2015 году до 4 672 млн.руб. в 2016 году, сделав возможным выплату рекордных дивидендов в размере 4 830 млн.руб.

Обзор текущей ситуации и тенденций

В первом квартале 2017 года показатели российского рынка контейнерных перевозок превзошли ожидания Компании и пока находятся на уровне 20% год-к-году, частично благодаря эффекту низкой базы. Тем не менее, для уверенной констатации столь внушительного роста на весь год нужно еще некоторое время. Показатели рынка в начале года несут риск неисполнения основного сценария Компании, предполагающего рост  рынка в пределах однозначных процентов.

Имея в виду эти обстоятельства, Компания продолжит инвестиции в парк вагонов в 2017 году и по прежнему будет держать в фокусе вопросы оптимизации эффективности менеджмента и улучшения клиентского сервиса.

Рост показателей рынка контейнерных перевозок в 2016 и начале 2017 года подтверждает взгляд Компании на его фундаментальную привлекательность в долгосрочной перспективе, с особым потенциалом роста контейнеризации. Мы считаем, что подъем экономики России также окажется драйвером роста рынка в среднесрочной перспективе.

Основные операционные результаты

За 2016 год российский рынок контейнерных перевозок вырос на 10,2% год-к-году до рекордного значения 3 млн. 261 тыс. ДФЭ.

Контейнерные перевозки с использованием активов Компании в 2016 г. (КТК груженые и порожние, тыс. ДФЭ)

 

2016

2015

Изменение

 

 

 

000’ ДФЭ

%

Внутренние перевозки

1 678

1 498

+180

+12,0%

Экспорт

800

741

+59

+7,9%

Импорт

525

503

+22

+4,4%

Перевозка грузов из одной страны в другую через территорию третьих стран. Вопрос о допущении транзита и его условиях является предметом торговых договоров и соглашений между отдельными странами. Различают прямой транзит, когда перевозки иностранных товаров осуществляются под таможенным обеспечением без помещения на таможенный склад, и косвенный, когда товары поступают на таможенные склады, а затем за границу.
Транзит

258

217

+41

+18,8%

Все направления

3 261

2 959

+302

+10,2%

 

Объемы контейнерных перевозок с использованием вагонов и контейнеров Компании выросли на 8,9% к 2015 году и составили 1 млн. 543 тыс. ДФЭ, в основном за счет роста перевозок во внутреннем, экспортном и импортом сообщениях. Объемы транзитных перевозок снизились на 13,6% вследствие сокращения объемов производства на автосборочных предприятиях Средней Азии в первом полугодии 2016 г.

Контейнерные перевозки с использованием активов Компании за 2016 г. (КТК груженые и порожние, тыс. ДФЭ)

 

2016

2015

Изменение

 

 

 

000’ ДФЭ

%

Внутренние перевозки

867

790

77

+9,7%

Экспорт

360

318

43

+13,4%

Импорт

242

223

19

+8,3%

Транзит

74

86

-12

-13,6%

Все направления

1 543

1 417

126

+8,9%

 

Объемы контейнерных перевозок парком платформ Компании в 2016 г. вырос на 2,6% год к году и составил 1 млн. 426 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 млн. 390 тыс. ДФЭ годом ранее. Объем доходных перевозок[1] Компании в году составил 1 млн. 193 тыс. Условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков или пропускной способности. 
Эквивалентна двадцати футам или размерам контейнера ИСО длиной 20 футов (6,1 м). Так, один стандартный 40-футовый контейнер серии ИСО равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ
, что на 12,8% выше уровня 2015 года. Данный рост отражает уменьшение порожних пробегов.

 

По итогам 2016 года объем терминальной переработки Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов увеличился на 0,9% и составил 1 млн. 230 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 млн. 219 тыс. ДФЭ годом ранее. Указанная динамика обусловлена снижением объемов выгрузки контейнеров на терминалах Компании из-за увеличения объемов экспортных терминальных операций в портах, частично компенсированного увеличением внутренних перевозок, имеющих терминальные операции и по отправлению, и по прибытию.

 

В 2016 году оборот платформ значительно улучшился ввиду ускоряющегося восстановления рынка, а также увеличивающейся эффективности управления парком, в то время как оборот контейнеров практически не изменился. Порожние пробеги контейнеров незначительно увеличились, в то время, как порожние пробеги вагонов остались неизменными.

 

 

2016

2015

Оборот контейнеров, сут.

36,4

35,4

Оборот платформ, сут.

13,7

14,9

 

 

 

К-т порожнего пробега[2] Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов, %

32,0%

31,2%

К-т порожнего пробега платформ, %

7,5%

7,4%

 

 

Ключевые финансовые показатели

 

Нижеследующая таблица дает сравнение финансовых показателей Компании за 2016 и 2015 годы..

 

Основные финансовые показатели Общества за 2016 и 2015 гг.:

Показатель

 

2016

2015

Изменение

%

Выручка

51 483

42 505

+8 978

+21,1%

Прочие операционные доходы

660

811

-151

-18,6%

Oперационные расходы

-48 294

-40 042

-8 252

+20,6%

Операционная прибыль

3 849

3 274

+575

+17,6%

Процентные расходы

-492

-508

+16

-3,1%

Процентные доходы

276

152

+124

+81,6%

Прибыль от курсовых разниц  нетто

-223

0

-223

 

Доля в финансовом результате ассоциированных компаний и совместных предприятий

669

612

+57

+9,3%

Сальдо других финансовых результатов

0

18

-18

 

 

 

 

 

 

Прибыль до налога на прибыль

4 079

3 548

+531

+15,0%

Налог на прибыль

-835

-717

-118

+16,5%

Прибыль за период

3 244

2 831

+413

+14,6%

Прочий совокупный доход (не облагаемый налогом)

-670

-914

+244

-26,7%

 

Итого совокупный доход за период

2 574

1 917

+657

+34,3%

 

Корректировки и дополнительная финансовая информация

Большинство своих услуг Компания предоставляет, привлекая соисполнителей. Соответственно, услуги этих третьих сторон представлены как в выручке, так и в расходах Компании. В частности, в эти услуги входят железнодорожный тариф.

 

Услуги третьих сторон, отличающиеся от тех, которые относятся к услугам интегрированной логистики, выделяются в отдельную статью выручки «Услуги сторонних организаций, относящиеся к услугам по организации перевозки и переработки грузов».

 

Все услуги третьих лиц формируют статью «Расходы сторонних организаций по основной деятельности».

 

Расшифровка расходов сторонних организаций в выручке Компании

Показатель

2016

2015

Изменение г/г

млн.руб.             %

 

 

Услуги сторонних организаций  относящиеся к интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

24 641

19 090

+5 551

+29,1%

 

 

Услуги сторонних организаций  относящиеся к услугам по организации перевозки и переработки грузов

4 854

3 104

1 750

+56,4%

 

 

Расходы сторонних организаций по основной деятельности

29 495

22 194

+7 301

+32,9%

 

 

С целью уточнения анализа, мы выделяем вклад соисполнителей в выручку и расходы:

 

Корректировка выручки

Показатель

2016

2015

Изменение г/г

млн.руб.             %

Выручка

51 483

42 505

+8 978

+21,1%

Расходы на услуги сторонних организаций по основной деятельности

-29 495

-22 194

-7 301

+32,9%

Скорректированная выручка3

21 988

20 311

+1 677

+8,3%

 

 

 

 

 

 

Корректировка выручки по услугам интегрированной логистики

Показатель

2016

2015

Изменение г/г

млн.руб.             %

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги

38 767

31 608

+7 159

+22,6%

Услуги сторонних организаций  относящиеся к интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

-24 641

-19 090

-5 551

+29,1%

Скорректированная выручка  относящаяся с интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

14 126

12 518

+1 608

+12,8%

 

 

 

 

 

 

Корректировка операционных расходов

Показатель

2016

2015

Изменение г/г

млн.руб.             %

Операционные расходы

48 294

40 042

+8 252

+20,6%

Расходы на услуги сторонних организаций по основной деятельности

-29 495

-22 194

-7 301

+32,9%

Скорректированные операционные расходы4

18 799

17 848

+951

+5,3%

 

Ряд используемых показателей, таких как Скорректированная выручка, Скорректированные операционные расходы, EBITDA. Скорректированная рентабельность по EBITDA и Скорректированная рентабельность по чистой выручке не являются финансовыми показателями по МСФО, и представляют собой дополнительные индикаторы операционной деятельности Компании. Они используются как дополнительные аналитические индикаторы, имеющие ограниченную применимость, и их не следует использовать, ни по отдельности, ни в комбинации, в качестве замены показателей по МСФО. Ниже представлена сводная таблица по перечисленным индикаторам:

 

Показатели в анализе, не используемые явно в МСФО

Показатель

2016

2015

Изменение г/г

млн.руб.             %

Скорр   выручка

21 988

20 311

+1 677

+8,3%

Скорр операционные расходы

18 799

17 848

+951

+5,3%

EBITDA5

7 099

6 526

+573

+8,8%

Скорр  рентабельность по EBITDA 6

32,3%

32,1%

 

 

Валовый долг

9 137

5 780

+3 357

+58,1%

Чистый долг7

3 534

3 663

-129

-3,5%

Чистый долг / LTM EBITDA

0,50

0,57

-

-

 

3 Скорректированная выручка рассчитывается как выручка за минусом расходов на соисполнителей по основной деятельности.

4 Скорректированные расходы рассчитываются как операционные расходы за вычетом расходов на соисполнителей по основной деятельности.

5 EBITDA рассчитывается как прибыль за период до налога на прибыль, процентных расходов и амортизации.

6 Скорректированная рентабельность по EBITDA рассчитывается как отношение EBITDA к Скорректированной выручке.

7 Чистый долг рассчитывается как долгосрочный долг, обязательства по финансовой аренде, краткосрочный долг и текущая часть долгосрочного долга за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также краткосрочных финансовых вложений.

 

Выручка

Ниже представлена структура выручки за 2016 и 2015 гг соответственно:

 

Структура выручки

Показатель

2016

2015

Изменение г/г

млн.руб.             %

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги

38 767

31 608

+7 159

+22,6%

Железнодорожные контейнерные перевозки

4 061

4 390

-329

-7,5%

Услуги сторонних организаций  относящиеся к к услугам по организации перевозки и переработки грузов

4 854

3 104

+1 750

+56,4%

Место, оборудованное для перевалки и хранения контейнеров. 
В ОАО «РЖД» терминал чаще называют «контейнерной площадкой» или «контейнерным терминалом».
Терминал
ьное обслуживание и агентские услуги

2 393

2 130

+263

+12,3%

Автоперевозки

875

848

+27

+3,2%

Прочие экспедиторские услуги

226

134

+92

+68,7%

Услуги на складах временного хранения

203

194

+9

+4,6%

Прочее

104

97

+7

+7,2%

Всего выручка

51 483

42 505

+8 978

+21,1%

 

Выручка выросла на 8 млрд. 978 млн. руб. или на 21,1% год-к-году до 51 млрд. 483 млн. руб. за 2016 год по сравнению с 42 млрд. 505 млн. в 2015 году. Этот рост связан в основном с эффектом учета  большего количества услуг соисполнителей в составе выручки.

 

Нижеследующая таблица демонстрирует доли компонентов скорректированной выручки (см. раздел Корректировки и дополнительная финансовая информация) за 2016 и 2015 гг соответственно:

 

Структура скорректированной выручки

 

2016

2015

Изменение г/г

 

млн.руб.

доля, %

млн.руб.

доля, %

млн.руб.

%

Скорректированные интегрированные экспедиторские и логистические услуги

14 126

64,2%

12 518

61,6%

+1 608

+12,8%

Железнодорожные контейнерные перевозки

4 061

18,5%

4 390

21,6%

-329

-7,5%

Терминальное обслуживание и агентские услуги

2 393

10,9%

2 130

10,5%

+263

+12,3%

Автоперевозки

875

4,0%

848

4,2%

+27

+3,2%

Прочие экспедиторские услуги

226

1,0%

134

0,7%

+92

+68,7%

Услуги на складах временного хранения

203

0,9%

194

1,0%

+9

+4,6%

Прочее

104

0,5%

97

0,5%

+7

+7,2%

Итого скорректированная выручка

21 988

100%

20 311

100%

+1 677

+8,3%

 

Скорректированная выручка (как определено выше) выросла на 8,3% год-к-году до 21 млрд. 988 млн.руб.  за год, окончившийся 31 декабря 2016 года, в сравнении с 20 млрд. 311 млн.руб.  в 2015 году. Увеличение вызвано, в основном, ростом выручки от интегрированных экспедиторских и логистических услуг, терминальных услуг и прочих экспедиторских услуг, частично компенсированным снижением услуги «железнодорожные контейнерные перевозки».

 

В 2016 году доля интегрированных услуг в выручке Компании продолжила свой рост.

 

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги 

Выручка от предоставления интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла на 22,6% год-к-году до 38 млрд. 767 млн.руб.  за год, окончившийся 31 декабря 2016 года в сравнении с 31 млрд. 608 млн.руб. в 2015 году.

 

Скорректированная выручка от интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла на 12,8% год-к-году до 14 млрд. 126 млн.руб.  за 2016 год в сравнении с 12 млрд. 518 млн.руб. в 2015 году. Это увеличение вызвано, в основном, увеличением доходных перевозок и изменениями в структуре оказываемых услуг. Переход клиентов на контракты интегрированной логистики в 2016 году продолжился – их доля увеличилась 64,2% с 61.6% годом ранее.

 

Железнодорожные контейнерные перевозки

Выручка от железнодорожных контейнерных перевозок уменьшилась на 7,5% год-к-году до 4 млрд. 061 млн.руб. за 2016 год в сравнении с 4 млрд. 390 млн.руб. в 2015 году. Этот рост также обязан переключению клиентов на контракты интегрированной логистики.

 

Терминальное обслуживание и агентские услуги

Выручка от терминальных услуг, включая агентское вознаграждение, выросла на 12,3% год-к-году до 2 млрд. 393 млн.руб. за 2016 год в сравнении с 2 млрд. 130 млн.руб. в 2015 году. Рост связан, в основном, с ростом среднего тарифа на терминальные услуги и агентского вознаграждения, в то время как объем терминальных услуг фактически не изменился.

 

Автоперевозки

Выручка от автоперевозок увеличилась на 27 млн.руб., или на 3,2% год-к-году до 875 млн.руб.за 2016 год против 848 млн.руб. годом ранее. Рост произошел благодаря 1.5% год-к-году росту объемов автоперевозок собственным и привлеченным автотранспортом до 388 тыс.Условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков или пропускной способности. 
Эквивалентна двадцати футам или размерам контейнера ИСО длиной 20 футов (6,1 м). Так, один стандартный 40-футовый контейнер серии ИСО равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ
за 2016 год в сравнении с 382 тыс.ДФЭ за 2015 год, повторяя динамику объемов терминальных услуг.

 

Прочие экспедиторские и логистические услуги

Выручка от предоставления прочих экспедиторских и логистических услуг (не интегрированной природы) выросла на 68,7% год-к-году до 226 млн.руб. за 2016 год в сравнении с 134 млн.руб. в 2015 году по причине восстановления рынка и смещения клиентского споса в пользу услуг с добавленной стоимостью.

 

Услуги на складах временного хранения

Выручка от предоставления услуг на складах временного хранения увеличилась на 9 млн.руб., или 4,6% год-к-году до 203 млн.руб за 2016 год с 194 млн.руб. годом ранее в соответствии с динамикой импорта.

 

Операционные расходы

Ниже представлена структура операционных расходов Общества за 2016 и 2015 гг.  соответственно:

 

Операционные расходы

 

2016

2015

Показатель 

млн.руб.

доля, %

млн.руб.

доля, %

млн.руб.

%

Расходы на услуги сторонних организаций  относящиеся к основной деятельности

29 495

61,1%

57,3%

22 194

55,4%

52,2%

Услуги по перевозке и обработке грузов

5 972

12,4%

11,6%

5 858

14,6%

13,8%

Расходы на оплату труда

5 244

10,9%

10,2%

4 507

11,3%

10,6%

Амортизация

2 528

5,2%

4,9%

2 470

6,2%

5,8%

Материалы и затраты на ремонт

2 605

5,4%

5,1%

2 275

5,7%

5,4%

Налоги  за исключением налога на прибыль

543

1,1%

1,1%

521

1,3%

1,2%

Арендная плата

311

0,6%

0,6%

638

1,6%

1,5%

Прочие расходы

1 596

3,3%

3,1%

1 579

3,9%

3,7%

Итого операционные расходы

48 294

100,0%

93,9%

40 042

100,0%

94,2%

 

Операционные расходы Компании выросли на 8 млрд. 252 млн.руб. или 20,6% год-к-году to RUB 48,294 млн.руб. за 2016 год с 40млрд. 042 млн.руб. годом ранее. Рост произошел благодаря существенному увеличению стоимости услуг соисполнителей по основной деятельности.

 

Услуги сторонних организаций, относящиеся к  основной деятельности

Стоимость услуг третьих сторон по основной деятельности увеличилась на 32,9% год-к-году до 29 млрд. 465 млн.руб. за 2016 год с 22 млрд. 194 млн.руб. в 2015 году. Рост произошел благодаря росту стоимости услуг соисполнителей по интегрированным транспортно-логистическим услугам (см. раздел Корректировки и дополнительная финансовая информация).

 

Скорректированные операционные расходы

Скорректированные операционные расходы выросли на 5,3% год-к-году до 18 млрд. 799 млн.руб. за 2016 год со значения 17 млрд. 848 млн.руб. в 2015 году. Рост произошел за счет роста статьи Материалы и затраты на ремонт, а также Зарплата, частично компенсированного уменьшением Аренды.

 

Структура и динамика скорректированных операционных расходов

 

2016                                      2015

Изменение г/г

 

млн.руб.

доля, %

млн.руб.

доля, %

млн.руб.

%

Услуги по перевозке и обработке грузов

5 972

31,8%

5 858

32,8%

+114

+1,9%

Расходы на оплату труда

5 244

27,9%

4 507

25,3%

+737

+16,4%

Амортизация

2 528

13,4%

2 470

13,8%

+58

+2,3%

Материалы и затраты на ремонт

2 605

13,9%

2 275

12,7%

+330

+14,5%

Налоги  за исключением налога на прибыль

543

2,9%

521

2,9%

+22

+4,2%

Арендная плата

311

1,7%

638

3,6%

-327

-51,3%

Прочие расходы

1 596

8,5%

1 579

8,8%

+17

+1,1%

Итого Скорректированные операционные расходы

18 799

100,0%

17 848

100,0%

+951

+5,3%

 

Услуги по перевозке и обработке грузов

Расходы на перевозку и обработку грузов за 2016 год увеличились на 114 млн.руб., или 1,9% год-к-году до 5 млрд. 972 млн.руб. с 4 млрд. 507 млн.руб. в 2015. Это вызвано 9,0% год-к-году индексацией РЖД тарифа, частично компенсированного 2,4% уменьшением объемов перевозки порожних контейнеров Компании, а также порожних рейсов вагонов Компании, обусловленным оптимизацией порожних пробегов, лучшим использованием парка и общим восстановлением рынка 

 

Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда выросли на 737 млн.руб. или 16,4% год-к-году до 5 млрд. 244 млн.руб. за 2016 год с 4 млрд. 507 млн.руб. в предыдущем году. Рост произошел благодаря индексации зарплаты и с премиальными выплатами. Рост был частично компенсирован 4,9% год-к-году снижением численности персонала с 3 816 до 3 628 сотрудников.

 

Амортизация

Расходы на амортизацию основных средств увеличились на 58 млн.руб. или 2,3% год-к-году до 2 млрд. 528 млн.руб. за 2016 год в сравнении с 2 млрд. 470 млн.руб. в 2015, отражая рост статьи Основные средства, здания и сооружения (кроме незавершенного строительства) в 2016 году.

 

Материалы и затраты на ремонт

Затраты на материалы и ремонт выросли на 14,5% год-к-году до 2 млрд. 605 млн.руб. за 2016 год в сравнении с 2 млрд. 275 млн.руб. в 2015 году. Рост произошел в основном благодаря 6,9% год-к-году росту количества ремонтов вагонов, а также более высокой средней цены ремонта. По этой статье также производились затраты по ремонту собственных терминалов Компании.

 

Налоги за исключением налога на прибыль

Налоги за исключением налога на прибыль увеличились на 4,2% год-к-году до 543 млн.руб. за 2016 год со значения 521 млн.руб. годом ранее, в основном благодаря изменившемуся балансу платежей НДС.

 

Аренда

Арендные платежи упали на 327 млн.руб. или на 51,3% год-к-году до 311 млн.руб. за 2016 год со значения 638 млн.руб. годом ранее, в основном благодаря прекращению договоров лизинга вагонов в третьем квартале 2015 года.

 

Прочие операционные расходы

В состав прочих расходов включаются такие статьи как расходы на охрану, консультационные услуги, топливо и энергия, приобретение лицензий и программ, расходы на связь, изменения в резервных отчислениях и т.д. За отчетный год Прочие операционные расходы увеличились на 1,1% год-к-году до 1 млрд. 596 млн.руб. со значения 1 млрд. 579 млн.руб. за предыдущий год. Рост по статье Благотворительность был компенсирован снижением стоимости консалтинга и Прочих расходов.

 

Процентные расходы

Процентные расходы сократились на 16 млн.руб. или 3,1% год-к-году до  492 млн.руб. за 2016 год по сравнению с 508 млн.руб. годом ранее, в основном благодаря погашению в течение 2016 года кредитов и бондов Компании. Это снижение было частично компенсировано за счет процентных платежей вновь привлеченного облигационного займа БО2 в сентябре 2016 года.

 

Процентные доходы

Процентные доходы выросли на 124 млн.руб. или 81,6% год-к-году до 276 млн.руб. за отчетный год со значения 152 млн.руб. в 2015 годув основном благодаря увеличению баланса денежных средств Компании.

 

Прибыль до налога на прибыль

В результате причин, описанных выше, а также увеличившегося вклада в финансовый результат дивидендов от АО «Кедентранссервис», прибыль до налога на прибыль выросла на 531 млн.руб., или на 15,0% год-к-году, до значения 4 млрд. 079 млн.руб. за 2016 год со значения 3млрд. 548 млн.руб. годом ранее.

 

Налог на прибыль

Расходы по налогу на прибыль увеличились на 118 млн.руб., или на 16,5% год-к-году, до 835 млн.руб. за 2016 год со значения 717 млн.руб. годом ранее, в основном благодаря увеличению налоговой базы.

 

Эффективная ставка налога на прибыль сохранилась практически неизменной на уровне 20,5%.

 

Прибыль за период и совокупный доход

В результате упомянутых выше причин прибыль за период выросла в 2016 году на 413 млн.руб., или 14,6% год-к-году до 3 млрд. 244 млн.руб. в сравнении с  2 млрд. 831 млн.руб. в 2015 году. Принимая во внимание эффекты обменных курсов Совокупный доход Компании вырос на 34,3% и достиг 2 млрд. 574 млн.руб. в сравнении с 1 млрд. 917 млн.руб. в 2015 году.

 

Ликвидность и источники капитала

По состоянию на 31 декабряr 2016 года Общество располагало денежными средствами и их эквивалентами на общую сумму 5 млрд. 525 млн.руб., а текущие активы общества превышали его текущие обязательства на 2 млрд. 347 млн.руб.

 

Бизнес Общества в значительной степени зависит от базы активов и их качества и связан с существенными инвестициями, в т.ч в обновление парка подвижного состава и инвестиций в расширение и модернизацию терминалов и прочих активов. В течение отчетного периода Общество финансировало операционную деятельность и инвестиционную программу за счет собственного денежного потока.

 

Движение денежных средств

Ниже представлены основные компоненты консолидированных денежных потоков Общества 2016 и 2015 гг. соответственно:

 

 млн.руб.

 

2016

2015

Изменение

Чистые денежные средства  полученные от операционной деятельности

6 236

4 201

2 035

Чистые денежные средства  использованные в инвестиционной деятельности

-1 564

-2 297

733

Чистые денежные средства  полученные от финансовой деятельности

-976

-1 956

980

Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов

3 696

-52

3 748

Курсовые разницы

-281

258

-539

Денежные средства и их эквиваленты на конец периода

 

5 525

2 110

3 415

Денежный поток от операционной деятельности

Операционный денежный поток вырос на 2 млрд. 035 млн.руб. или на 48,4% год-к-году до 6 млрд. 236 млн.руб. за 2016 год со значения 4 млрд. 201 млн.руб. в 2015 году, в основном благодаря 17,6% год-к-году росту операционной прибыли и изменениям в  рабочем капитале.

 

Денежный поток от инвестиций

Инвестиционный денежный поток снизился на 733 млн.руб. или на 31,9% год-к-году до 1 млрд. 564 млн.руб. за 2016 год со значения 2 млрд. 297 млн.руб. за 2015 год. Это уменьшение произошло благодаря увеличению положительного потока от дивидендов АО «Кедентранссервис» в размере 517 млн.руб.

 

Денежный поток от финансирования

Денежный поток от финансовой деятельности снизился на 980 млн.руб. или на 50.1% до отрицательного значения 976 млн.руб. за 2016 год в сравнении с отрицательным 1 млрд. 956 млн.руб. в 2015 году. Отток денежных средств в результате погашений бондов, кредитов и дивидендной выплаты был частично компенсирован привлечением нового облигационного займа БО-02 в объеме 5 млрд. руб.

 

Капитальные вложения

Капитальные вложения снизились на 192 млн.руб. или на 7,9% год-к-году до 2 млрд. 242 млн.руб. за 2016 год со значения 2 млрд. 434 млн.руб. в предыдущий год. Основной объем капитальных вложений связан с реконструкцией и развитием терминалов в Красноярске, Екатеринбурге, Иркутске и Москве, а также приобретением крупнотоннажных контейнеров.

 

Программа капитальных вложений на 2017 год

Программа капитальных вложений Общества направлена на сохранение лидерских позиций Общества на российском рынке контейнерных перевозок, усиление позиций на внешних рынках, а также оптимизацию структуры активов и показателей операционной эффективности.

 

Общий объем капитальных вложений на 2017 год запланирован в сумме 7 млрд. 900 млн.руб. (без НДС), однако реальный объем инвестиций будет зависеть от рыночных условий. В фокусе инвестиционной программы-2017 – закупки вагонов и контейнеров и совершенствование терминальной инфраструктуры.

 

Источники капитала

Текущая деятельность и инвестиции Общества финансируются преимущественно за счет собственных средств, а также за счет заимствований в российских рублях. По состоянию на 31 декабря 2016 года  задолженность Общества состояла из двух выпусков рублевых облигаций и обязательств по финансовой аренде на общую сумму 9 млрд. 137 млн.руб., в сравнении с 5 млрд. 780 млн.руб. на  31 декабряr 2015 года. На 31 декабря 2016 года чистый долг Компании составлял 3 млрд. 534 млн.руб.

 

По состоянию на 31 декабря 2016 г. практически вся задолженность Общества является необеспеченной, за исключением обязательств по финансовой аренде, обеспеченных правами лизингодателя в отношении лизингового имущества. Вся задолженность Общества номинирована в российских рублях с фиксированной процентной ставкой.

 

Рублевые облигации серии 4

 

1 февраля 2013 г. Общество произвело выпуск неконвертируемых облигаций на общую сумму 5 000 млн рублей с номинальной стоимостью 1 000 рублей и сроком обращения пять лет. Чистый доход от выпуска облигаций после вычета расходов, связанных с размещением, составил 4 988 млн рублей. Ставка купонного дохода на пять лет составляет 8,35%. Купонный доход выплачивается раз в полгода.

 

Облигации серии 4 будут погашаться четырьмя равными долями один раз в полгода в течение четвертого и пятого годов обращения.  Остаточная стоимость облигаций состоит из двух частей – долгосрочной с остаточной стоимостью 1 млрд. 249 млн.руб. и краткосрочной с остаточной стоимостью 2 млрд. 633 млн.руб.

 

Сумма начисленного купона составила 133 млн.руб. и была включена в консолидированный отчет о финансовом положении как краткосрочная часть долгосрочных займов.

 

Рублевые облигации серии БО-02

 

22 сентября 2016 г. Общество выпустило неконвертируемые 5-летние облигации на сумму 5 млрд. рублей номиналом 1 000 руб. каждая. Выручка от размещения за вычетом необходимых расходов составила 4 987 млн руб. Купон по ставке 9,4% будет выплачиваться раз в полгода.

 

Облигации серии БО-02 будут погашаться четырьмя полугодовыми платежами в 4 и 5 год обращения. В связи с эти бонд входит в состав долгосрочной задолженности.

 

По состоянию на 31 декабря 2016 года  остаточная стоимость выпуска составляла 4 млрд. 987 млн.руб. Сумма начисленного купона составила 129 млн.руб. и включена в консолидированный отчет о финансовом положении как краткосрочная часть долгосрочных займов.

 

Оборотный капитал

Оборотный капитал Общества рассчитывается как разница между его текущими активами и текущими обязательствами. Основные статьи оборотного капитала на 31 декабря 2016 г. приведены  в таблице ниже:

 

 млн.руб.

31 декабря 2016 г.

31 декабря 2015 г.

Текущие активы

Запасы

209

315

Дебиторская задолженность по основной деятельности и прочая дебиторская задолженность

1 335

1 392

Авансы выданные и прочие оборотные активы

3 567

3 527

Предоплата по налогу на прибыль

5

84

Краткосрочные финансовые вложения

78

7

Денежные средства и их эквиваленты

5 525

2 110

Внеоборотные активы на продажу

0

0

Итого текущие активы

10 719

7 435

Текущие обязательства

Кредиторская задолженность по основной деятельности и прочая кредиторская задолженность

4 279

3 405

Краткосрочные кредиты и займы

2 762

1 893

Задолженность по налогу на прибыль

21

99

Задолженность по налогам  за исключением налога на прибыль

378

634

Резервы

38

12

Обязательства по финансовой аренде  текущая часть

18

18

Дивиденды к уплате

0

0

Другие текущие обязательства

876

686

Доходы будущих периодов

0

0

Итого текущие обязательства

8 372

6 747

 

 

 

Оборотный капитал

2 347

688

Оборотный капитал вырос на 1 млрд. 659 млн.руб. до 2 млрд. 347 млн.руб. на 31 декабря 2016 года со значения 688 млн.руб. на 31 декабря 2015 года.

 

Отчетность

Консолидированная аудированная отчетность ПАО «ТрансКонтейнер» за 2016 г. доступна в системе раскрытия информации Великобритании: http://www.hemscott.com/nsm.do  или на сайте Компании: http://www.trcont.ru.

 

Телефонная конференция

 

ТрансКонтейнер проведет конференц-звонок для аналитиков в понедельник 3 апреля 2017 года в 14 часов по лондонскому/ 16 часов по московскому времени. Детали звонка представлены ниже:

 

 

Номер в Великобритании

Номер в России (фиксированная линия)

0800 694 0257

810 8 002 097 2044

Код участия

89451608#

 

 

Запись звонка будет доступна для прослушивания до 3 мая 2017 года. Информация для доступа к записи:

 

Номер в Великобритании

Номер в России (фиксированная линия)

0800 953 1533

8 499 677 1064

Код доступа

89451608#

 

 

Контакты:

 

ПАО “ТрансКонтейнер»

 

Андрей Жемчугов, Первый заместитель финансового директора

+7 495 637 9178
+7 495 609 6062

E-mail

ir@trcont.ru

Website

www.trcont.ru

 


[1] Перевозки клиентских Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов подвижным составом Компании и собственных груженых контейнеров собственным подвижным составом и платформами третьих лиц.

 

[2] коэффициент порожнего пробега рассчитан как средняя дальность порожнего рейса, разделенная на суммарную среднюю дальность пробега оборудования в груженом и порожнем состоянии

В начало

Обратная связь

Годовой отчет за 2016 год

PDF- версия послед-
него годового отчета

Скачать >