Котировки
[С задержкой на 20 минут]
 

География деятельности 

Ознакомьтесь с интерактивной картой нашего присутствия
Смотреть карту >

География деятельности
30 Мар 2016

Финансовые результаты по МСФО за 2015 год

RNS No 4935T

ПАО «ТрансКонтейнер» («ТрансКонтейнер» или «Компания» или «Общество» совместно с ее дочерними компаниями) сегодня публикует отчет менеджмента и аудированные консолидированные финансовые результаты за 2015 г в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Обзор операционных и финансовых результатов

Общая информация

ПАО «ТрансКонтейнер» - крупнейший российский интермодальный Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ный оператор. По состоянию на  31 декабря 2015 г. доля Компании на рынке контейнерных перевозок в России оценивалась примерно 47,0%.  Компания владеет и арендует   24 461 фитинговую платформу и 64 596 крупнотоннажных контейнеров (КТК). «ТрансКонтейнер» также располагает 46 собственными терминалами в России и управляет одним терминалом в Словакии на правах долгосрочной аренды. Совместное предприятие ПАО «ТрансКонтейнер» и «Казахстан Темир Жолы» - АО «Кедентранссервис» (КДТС) - оперирует 19-ю железнодорожными терминалами в Казахстане. Сеть продаж Компании включает в себя около 120 офисов продаж в России , а также в странах СНГ, Европе и Азии.

В течение 2015 года объем железнодорожных контейнерных перевозок в России снизился на 8,0% по отношению к 2014 году до 2 959 Условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков или пропускной способности. 
Эквивалентна двадцати футам или размерам контейнера ИСО длиной 20 футов (6,1 м). Так, один стандартный 40-футовый контейнер серии ИСО равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ
(двадцати-футовый эквивалент), что было обусловлено негативной динамикой российского ВВП (минус 3,7%) и падением рубля относительно доллара примерно на 60%. Основным драйвером падения стали перевозки в международном сообщении, снизившиеся на 14,9%, в то время, как внутренние перевозки демонстрировали стабильность.

Объем контейнерных перевозок Компании в России за отчетный период снизился на 5,3% до 1 390 тыс. ДФЭ. Снижение перевозок в международном сообщении на 11,9% (преимущественно на экспортных и транзитных направлениях) было частично компенсировано ростом перевозок во внутреннем сообщении на 0,8%.  Объем доходных перевозок снизился к прошлому год на 8,8% до 1 031 тыс. ДФЭ.

Неблагоприятная ситуация в  российской экономике и снижение объемов контейнерных перевозок оказали негативное влияние на финансовые результаты Компании.  В 2015 г.  выручка Компании выросла на 16,2% с 36 565 млн. рублей до 42 505 млн. рублей, но скорректированная выручка снизилась на 1,1% с 20 538 млн. рублей до 20 331 млн. рублей на фоне снижения объемов перевозки и терминальной переработки контейнеров и сложной ценовой конъюнктуры. Скорректированные операционные расходы, напротив, увеличились на 3,9% с 17 170 млн. рублей до 17 848 млн. рублей за счет повышения тарифов ОАО «РЖД», инфляции издержек, а также возросших затрат на порожние пробеги в связи со значительным дисбалансом импорта и экспорта на российском рынке контейнерных перевозок. Это, в свою очередь, привело к падению рентабельности. Скорректированная рентабельность по EBITDA за 12 месяцев 2015 г. уменьшилась до 32,1% с 38,1% в 2014 году, в то время как скорректированная рентабельность по чистой прибыли снизилась до 13,9% с 17,8% соответственно.

В абсолютном выражении EBITDA в 2015 г. уменьшилась на 16,5% до 6 526 млн. рублей по сравнению с 7 816 млн. рублей годом ранее, чистая прибыль снизилась на 22,6% с  3 658 млн. рублей в 2014 г. до 2 831 млн. рублей в 2015 г.. На прибыль  Компании положительно повлиял также вклад  КДТС в консолидированный финансовый результат, который вырос  с 163 млн. рублей в 2014 году до 617 млн. рублей в 2015 году.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. валовый долг Компании составил 5 780 млн. рублей, а чистый долг - 3 663 млн. рублей по сравнению с 6 777 млн. рублей и 4 865 млн. рублей за 2014 год соответственно. Отношение чистого долга к EBITDA снизилось до  56% по сравнению с 62% по итогам  2014 г. .

Объем капиталовложений  Компании за 12 месяцев 2015 г. снизился на 42,2% к уровню предыдущего года и составил 2 434 млн. рублей на фоне неблагоприятных рыночных условий и роста макроэкономических рисков.

В 2015 г. обслуживание и погашение долга,  а также реализация инвестиционной программы  финансировались за счет собственных средств.

Обзор текущей ситуации и тенденций

По итогам I квартала 2016 г. на российском рынке железнодорожных  контейнерных перевозок ожидается в целом нейтральная динамика по сравнению с первым кварталом 2015 г. благодаря эффекту високосного года и относительно стабильной экономической ситуации. Однако пока неясно, насколько эта тенденция может сохраниться до конца года. В целом в 2016 году на динамику рынка будет оказывать влияние ожидаемое продолжение спада в экономике и рост конкуренции как между железнодорожными операторами, так и различными сегментами транспортного рынка. В этой связи, руководство Компании намерено наращивать усилия по улучшению качества предоставляемых услуг, а также продолжить мероприятия по повышению операционной эффективности и оптимизации бизнеса.

Несмотря на текущие вызовы, Компания полагает, что рынок российских контейнерных перевозок остается фундаментально привлекательным и имеет потенциал дальнейшего роста, обусловленного наличием транзитного потенциала, а также  дальнейшим увеличением уровня контейнеризации. Возможное возвращение экономики России на траекторию роста также может стать важным фактором роста контейнерного рынка.

Основные операционные результаты

Железнодорожные контейнерные перевозки в России

В 2015 году доля Компании на рынке выросла до 47,0% по сравнению с 45,6% в 2014 году.

Контейнерные перевозки подвижным составом Компании за 2015 год в целом составили 1 млн. 390 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 млн 467 тыс. ДФЭ по итогам 2014 года. Таким образом, объем перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» в отчетном году снизился на 5,3%, в то время как российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок в целом сократился на 8,0% к уровню предшествующего года. Основным фактором, негативно повлиявшим на динамику перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» стало снижение перевозок в международном сообщении на 11,9%, которое было частично скомпенсировано ростом перевозок на внутреннем рынке на 0,8% в результате роста спроса на перевозки с использованием контейнерного парка Компании.

Снижение объемов международных  перевозок обусловлено в основном сокращением  объемов перевозок в экспортном сообщении на 15,2%, что в целом соответствует  динамике  этого сегмента  на российском рынке в целом, а также  снижением объемов транзита  на 27,5%, которое было вызвано сокращением перевозок   странами Дальнего  Востока и Центральной Азии, в основном, из-за падения объемов транспортировки автокомплектующих . Перевозки Компании в импортном сообщении выросли на 2,5% на фоне снижения объемов импорта на 18,5% в целом по рынку,  в основном, за счет усилий Компании по балансировке предложения собственных контейнеров между импортными, внутренними и экспортными направлениями.

Контейнерные перевозки подвижным составом Компании в 2015 году 
(КТК, груженые и порожние), тыс. ДФЭ

 

2015

2014

Изменение

 

 

 

000’ ДФЭ

%

Внутренние

770,7

764,9

+5,8

+0,8%

Экспорт

314,4

371,0

-56,5

-15,2%

Импорт

219,6

214,2

+5,4

+2,5%

Перевозка грузов из одной страны в другую через территорию третьих стран. Вопрос о допущении транзита и его условиях является предметом торговых договоров и соглашений между отдельными странами. Различают прямой транзит, когда перевозки иностранных товаров осуществляются под таможенным обеспечением без помещения на таможенный склад, и косвенный, когда товары поступают на таможенные склады, а затем за границу.
Транзит

85,1

117,3

-32,2

-27,5%

Всего

1 389,8

1 467,3

-77,5

-5,3%

Доходные перевозки [1]Компании за 2015 год в целом снизились на 8,8% год к году и составили 1 млн. 031 тыс. Условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков или пропускной способности. 
Эквивалентна двадцати футам или размерам контейнера ИСО длиной 20 футов (6,1 м). Так, один стандартный 40-футовый контейнер серии ИСО равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ
. Разница в динамике между доходными перевозками и перевозками подвижным составом Компании обусловлена увеличением доли перевозок Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов принадлежности ПАО «ТрансКонтейнер» в объеме перевозок Компании.

Железнодорожные контейнерные перевозки в Казахстане

Объемы железнодорожных контейнерных перевозок, выполненных подвижным составом КДТС, снизились на 16,8% год к году до 211 тыс. ДФЭ, в основном вследствие сокращения  объемов импортных перевозок в Казахстане и странах Центральной Азии, в свою очередь вызванным волатильностью национальной валюты. Это уменьшение было частично компенсировано увеличением транзита из Китая. В 2015 году КДТС оперировал 4 824 платформами.

Переработка контейнеров на терминалах

За 2015 год в целом объем переработки контейнеров на терминалах Компании снизился на 7,6% год у году и составил 1 млн. 219 тыс. ДФЭ, что отражает общую динамику рынка контейнерных перевозок.

Объем перегруза контейнеров  на пограничных терминалах Достык и Алтынколь снизился на 27,7% с 207 тыс. ДФЭ в 2014 г до 150 тыс. ДФЭ в 2015 г. , в то время, как объем переработки на  внутренних терминалах падение сократился на  32,7% с 42 тыс. ДФЭ до 28 тыс. ДФЭ соответственно. Объем переработки неконтейнерных грузов на терминалах  КДТС снизился на 15,6% с 3,4 млн. тонн в 2014 году до 2,9 млн. тонн в 2015 году, в основном, вследствие  снижения объемов импортных перевозок и продолжающегося  замедления экономики.

Показатели операционной эффективности

По итогам 2015 г. показатель порожнего пробега платформ  практически не изменился и составил  7,4%, в то время как коэффициент порожнего  пробега контейнеров вырос с 28,8% в 2014 году до 31,2% в 2015 году, в основном, вследствие роста дисбалансов между перевозками в экспортном и импортном сообщениях..

В то же время, рост клиентского спроса на перевозку с использованием собственных  контейнеров Компании привел к улучшению показателя оборачиваемости контейнеров. Рост спроса был обусловлен прежде всего  сокращением предложения контейнеров на российском рынке со стороны морских линий в течение первых девяти месяцев 2015 года. Увеличение оборота платформ связано преимущественно с ростом среднего расстояния перевозки.

 

2015

2014

Оборот контейнеров, суток

35.4

37.9

Оборот платформ, суток

14.9

14.0

 

 

 

Для контейнеров - перевозка порожнего контейнера на платформе, для платформы – пробег без контейнера (-ов) или какого-либо неконтейнерного груза.
Порожний пробег
[2] Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов,
%

31.2%

28.8%

Для контейнеров - перевозка порожнего контейнера на платформе, для платформы – пробег без контейнера (-ов) или какого-либо неконтейнерного груза.
Порожний пробег
платформ
, %

7.4%

7.2%

2 коэффициент порожнего пробега рассчитан как средняя дальность порожнего рейса, разделенная на суммарную среднюю дальность пробега оборудования в груженом и порожнем состоянии.

Финансовые показатели

Основные финансовые показатели Общества за 12 месяцев 2015 и 2014 гг. по МСФО:

 

млн. руб.

2015

2014

Изменение г/г

млн. руб.             %

 

Выручка

42 505

36 565

+5 940

+16,2%

 

Прочие операционные доходы

811

715

+96

+13,4%

 

Oперационные расходы

-40 042

-33 197

-6 845

+20,6%

 

Операционная прибыль

3 274

4 083

-809

-19,8%

 

Процентные расходы

-508

-648

+140

-21,6%

 

Процентные доходы

152

151

+1

+0,7%

 

Прибыль от курсовых разниц  нетто

0

938

-938

-100,0%

 

Доля в финансовом результате ассоциированных компаний и совместных предприятий

612

165

+447

+270,9%

 

Прочая прибыль

18

18

+0

+0,0%

 

Прибыль до налога на прибыль

3 548

4 707

-1 159

-24,6%

 

Налог на прибыль

-717

-1 049

+332

-31,6%

 

Прибыль за период

2 831

3 658

-827

-22,6%

 

Прибыль приходящаяся на:

 

 

 

 

 

акционеров материнской компании

2 831

3 658

-827

-22,6%

 

Прибыль на неконтролирующую долю участия

0

0

+0

 

 

Прочий совокупный доход

-914

1 215

-2 129

-175,2%

 

Переоценки по пенсионным планам

-43

144

-187

-129,9%

 

Курсовые разницы от пересчета в валюту представления (ТрК)

61

101

-40

-39,6%

 

Курсовые разницы от пересчета в валюту представления (ДЗО и СП)

-932

970

-1 902

-196,1%

 

Другие прибыли/убытки

0

0

+0

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого совокупный доход за период

1 917

4 873

-1 885

-49,6%

 

Приходящийся на:

 

 

 

 

 

Акционеров материнской компании

1 917

3 802

-1 885

-49,6%

 

Неконтролирующую долю участия

 

 

 

 

 

Корректировки и дополнительная финансовая информация

С 1 января 2015 года Компания начала оказывать услуги, включающие услуги сторонних организаций, обладающие определенными характеристиками агентских услуг, которые отражаются в составе выручки по статье «Услуги по организации перевозки и переработки грузов с участием сторонних организаций», с одновременным отражением в расходах по статье «Услуги сторонних организаций, относящиеся к основной деятельности».  Данные услуги сторонних организаций включают в себя стоимость железнодорожного тарифа и другие услуги соисполнителей, вовлеченных в процесс предоставления услуг Компании.

Для целей анализа мы применяем корректировки к компонентам выручки и расходов Компании, чтобы предоставить значения, очищенные от расходов на услуги сторонних организаций.

 

Корректировка выручки

Показатель

2015

2014

Изменение г/г

млн.руб.            %

Выручка

42 505

36 565

+5 940

+16,2%

Расходы на услуги сторонних организаций по основной деятельности

-22 194

-16 027

-6 167

+38,5%

Скорректированная выручка3

20 311

20 538

-227

-1,1%

 

Корректировка выручки по услугам интегрированной логистики

Показатель

2015

2014

Изменение г/г

млн.руб.            %

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги

31 608

27 379

+4 229

+15,4%

Услуги сторонних организаций, относящиеся к интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

-19 090

-16 027

-3 063

+19,1%

Скорректированная выручка, относящаяся с интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

12 518

11 352

+1 166

+10,3%

 

Расшифровка расходов сторонних организаций, относящихся к основной деятельности

Показатель

2015

2014

Изменение г/г

млн.руб.            %

Услуги сторонних организаций, относящиеся к интегрированным экспедиторским и логистическим услугам

19 090

16 027

+3 063

+19,1%

Услуги сторонних организаций, относящиеся к к услугам по организации перевозки и переработки грузов

3 104

0

3 104

 

Расходы сторонних организаций по основной деятельности

22 194

16 027

+6 167

+38,5%

 

Корректировка операционных расходов

Показатель

2015

2014

Изменение г/г

млн.руб.            %

Операционные расходы

40 042

33 197

+6 845

+20,6%

Расходы на услуги сторонних организаций по основной деятельности

-22 194

-16 027

-6 167

+38,5%

Скорректированные операционные расходы4

17 848

17 170

+678

+3,9%

Ряд используемых показателей, таких как Скорректированная выручка, Скорректированные операционные расходы, EBITDA. Скорректированная рентабельность по EBITDA и Скорректированная рентабельность по чистой выручке не являются финансовыми показателями по МСФО, и представляют собой дополнительные индикаторы операционной деятельности Компании. Они используются как дополнительные аналитические индикаторы, имеющие ограниченную применимость, и их не следует использовать, ни по отдельности, ни в комбинации, в качестве замены показателей по МСФО. Ниже представлена сводная таблица по перечисленным индикаторам:

 

Показатель

2015

2014

Изменение г/г

млн.руб,          %

Скорр   выручка3

20 311

20 538

-227

-1,1%

Скорр операционные расходы4

17 848

17 170

+678

+3,9%

EBITDA5

6 526

7 816

-1 290

-16,5%

Скорр  рентабельность по EBITDA 6

32,1%

38,1%

 

 

Валовый долг

5 780

6 777

-997

-14,7%

Чистый долг7

3 663

4 865

-1 202

-24,7%

Чистый долг/LTM EBITDA

0,57

0,62

 

 

ᶟ Скорректированная выручка – выручка  за вычетом расходов на оплату услуг сторонних организаций-соисполнителей по основной деятельности.

4 Скорректированные операционные расходы рассчитываются как операционные расходы, за вычетом расходов на оплату услуг сторонних организаций-соисполнителей по основной деятельности.

5   EBITDA рассчитывается как прибыль за период до налога на прибыль, процентных расходов и амортизации.

6   Скорректированная рентабельность по EBITDA рассчитывается как отношение EBITDA к Скорректированной выручке.

7 Чистый долг рассчитывается как долгосрочный долг, обязательства по финансовой аренде, краткосрочный долг и текущая часть долгосрочного долга за вычетом денежных средств и их эквивалентов, а также краткосрочных финансовых вложений.

Выручка

Ниже представлена структура выручки за 12 месяцев 2015 и 2014 гг. соответственно.

млн.руб.

2015

2014

Изменение г/г

млн.руб.          %

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги

31 608

27 379

+4 229

+15,4%

Железнодорожные контейнерные перевозки

4 390

5 405

-1 015

-18,8%

Услуги сторонних организаций, относящиеся к к услугам по организации перевозки и переработки грузов

3 104

0

+3 104

 

Место, оборудованное для перевалки и хранения контейнеров. 
В ОАО «РЖД» терминал чаще называют «контейнерной площадкой» или «контейнерным терминалом».
Терминал
ьное обслуживание и агентские услуги

2 130

2 167

-37

-1,7%

Автоперевозки

848

978

-130

-13,3%

Прочие экспедиторские услуги

134

283

-149

-52,7%

Услуги на складах временного хранения

194

234

-40

-17,1%

Прочее

97

119

-22

-18,5%

Всего выручка

42 505

36 565

+5 940

+16,2%

Выручка Общества выросла на  5 940  млн. рублей, или на 16,2%, с 36 565  млн. рублей за 2014 г. до 42 505  млн. рублей за 2015 г. Увеличение выручки было обусловлено преимущественно ростом стоимости услуг соисполнителей в составе выручки, включая услуги интегрированной логистики

Структура скорректированной выручка

В таблице представлены основные компоненты  структуры скорректированной выручки 12 месяцев и 2015 и 2014 гг. соответственно.

 

 

2015

2014

Изменение г/г

 

млн,руб,

доля, %

млн,руб,

доля, %

млн,руб,

%

Скорректированные интегрированные экспедиторские и логистические услуги

12 518

61,6%

11 352

55,3%

+1 166

+10,3%

Железнодорожные контейнерные перевозки

4 390

21,6%

5 405

26,3%

-1 015

-18,8%

Терминальное обслуживание и агентские услуги

2 130

10,5%

2 167

10,6%

-37

-1,7%

Автоперевозки

848

4,2%

978

4,8%

-130

-13,3%

Прочие экспедиторские услуги

134

0,7%

283

1,4%

-149

-52,7%

Услуги на складах временного хранения

194

1,0%

234

1,1%

-40

-17,1%

Прочее

97

0,5%

119

0,6%

-22

-18,5%

Итого скорректированная выручка

20 311

100%

20 538

100%

-227

-1,1%

Скорректированная выручка (как определено выше) снизилась на 1,1% с 20 538 млн. рублей в 2014 году до 20 311 млн. рублей в отчетном году. Уменьшение вызвано сокращением объемов перевозок и терминальной переработки, которое было частично компенсировано  умеренным увеличением средних тарифов Компании, темпы роста которых, однако, отставали от темпов роста инфляции. Структура скорректированной выручки в течение года не претерпела существенных изменений, оставаясь в рамках бизнес-модели Компании.

Интегрированные экспедиторские и логистические услуги 

Выручка от предоставления интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла. на 15,4% год к году и составила 31 608 млн. рублей в отчетном году против 27 379 млн. рублей годом ранее.

Скорректированная выручка от интегрированных экспедиторских и логистических услуг выросла на 10,8% и составила 12 518 в 2015 году против 11 352 млн. рублей в 2014 году. Рост был обусловлен продолжением перехода клиентов на услуги интегрированной логистики и увеличением средних тарифов Компании.

Железнодорожные контейнерные перевозки

Выручка от железнодорожных контейнерных перевозок за 2015 год  сократилась на 18,8%, до 4 390 млн. рублей по сравнению с 5 405 млн. рублей за 2014 год. Основная причина снижения -  сокращение доходных перевозок подвижным составом Компании на 8,8%, а также продолжающееся изменение структуры услуг в пользу перевозок по сквозной и комплексной ставке. Указанные эффекты были частично компенсированы некоторым увеличением среднего тарифа по операторским услугам.

Терминальное обслуживание и агентские услуги

Выручка от терминальных услуг, включая агентское вознаграждение, снизилась на 1,7% до 2 130  млн. рублей за 2015 год по сравнению с 2 167  млн. рублей за 2014 год. Снижение выручки по статье терминальных и агентских услуг произошло благодаря 7,6% (год к году) снижению объемов терминальной обработки и переключения клиентов на контракты интегрированной логистики. Данное снижение было частично  компенсировано  позитивной динамикой цен.

Агентское вознаграждение, уплачиваемое Обществу за оказание терминальных услуг от имени ОАО «РЖД», выросло на 0,8%, до 1 698  млн. рублей за 2015 год с 1 685 млн. рублей за 2014 год. Уменьшение объемов терминальной переработки контейнеров в России было полностью компенсировано увеличением средних тарифов Компании.

Автоперевозки

Выручка от автоперевозок снизилась на 130  млн. рублей, или на 13,3%, до 848  млн. рублей за 2015 год. с 978  млн. рублей годом ранее, преимущественно за счет снижения объемов доставки контейнеров собственным и привлеченным автотранспортом на 8,0%, до 382 тыс. Условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков или пропускной способности. 
Эквивалентна двадцати футам или размерам контейнера ИСО длиной 20 футов (6,1 м). Так, один стандартный 40-футовый контейнер серии ИСО равняется 2 ДФЭ.
ДФЭ
за 2015 год с 415 тыс. ДФЭ за 2014 год, что соответствует динамике объемов терминальной переработки.  Другим фактором снижения стало продолжающееся переключение клиентов на услуги интегрированной логистики.

Прочие экспедиторские и логистические услуги

Выручка от предоставления прочих экспедиторских и логистических услуг (не интегрированной природы) снизилась на 52,7% с 283  млн. рублей за 2014 год до 134  млн. рублей за 2015 год. Главным образом, это связано с изменением структуры услуг в пользу перевозок по договорам сквозной и комплексной ставки.

Услуги на складах временного хранения

Выручка от предоставления услуг на складах временного хранения сократилась на 40  млн. рублей, или на 17,1%, до 194  млн. рублей за 2015 г. со 234 млн. рублей за 2014 год., в основном за счет падения объемов импорта.

Операционные расходы

Ниже представлена структура операционных расходов Общества за 12 месяцев 2015 и 2014 гг.  соответственно.

 

 

2015

2014

Показатель 

млн.руб.

% от опер. расходов

% от выручки

млн.руб.

% от опер. расходов

% от выручки

Расходы на услуги сторонних организаций, относящиеся к основной деятельности

22 194

55,4%

52,2%

16 027

48,3%

43,8%

Услуги по перевозке и обработке грузов

5 858

14,6%

13,8%

4 979

15,0%

13,6%

Расходы на оплату труда

4 507

11,3%

10,6%

4 609

13,9%

12,6%

Амортизация

2 470

6,2%

5,8%

2 461

7,4%

6,7%

Материалы и затраты на ремонт

2 275

5,7%

5,4%

2 419

7,3%

6,6%

Налоги, за исключением налога на прибыль

521

1,3%

1,2%

631

1,9%

1,7%

Арендная плата

638

1,6%

1,5%

443

1,3%

1,2%

Прочие расходы

1 579

3,9%

3,7%

1 628

4,9%

4,5%

Итого операционные расходы

40 042

100,0%

94,2%

33 197

100,0%

90,8%

 Операционные расходы Общества выросли на 6 845  млн. рублей, или на 20,6%, и составили 40 042  млн. рублей в 2015 году по сравнению с 33 197  млн. рублей годом ранее благодаря значительному росту расходов на услуги соисполнителей по основной деятельности,  услуги по перевозке и обработке грузов и расходы по аренде.

Услуги сторонних организаций, относящиеся к  основной деятельности 

Расходы на оплату услуг сторонних организаций, относящиеся к основной деятельности, выросли на 38,5%, до 21 194  млн. рублей за 2015 год. с 16 027  млн. рублей годом ранее. Данный рост был, в основном, обусловлен ростом услуг соисполнителей по основной деятельности Компании, включая  услуги интегрированной (см. раздел Корректировки и дополнительная финансовая информация). На динамику статьи также повлияло ослабление рубля, поскольку с зарубежными соисполнителями расчеты происходят в иностранной валюте.

Скорректированные операционные расходы

Скорректированные операционные расходы (как определено в разделе Корректировки и дополнительная финансовая информация) увеличились на 3,9% год к году и составили 17 848 млн. рублей  в 2015 году по сравнению с 17 170 млн. рублей годом ранее, в основном, вследствие роста расходов на перевозку и обработку грузов и расходов на аренду, частично компенсированному уменьшением статей на оплату труда, ремонты и налогов, кроме налога на прибыль.

Ниже представлен расчет Скорректированных операционных расходов Общества за 12 месяцев и 2015 и 2014 гг. соответственно.

 

 

2015                            2014

Изменения за период

 

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

Услуги по перевозке и обработке грузов

5, 858

32.8%

4, 979

29.0%

+879

+17.7%

Расходы на оплату труда

4, 507

25.3%

4, 609

26.8%

-102

-2.2%

Амортизация

2, 470

13.8%

2, 461

14.3%

+9

+0.4%

Материалы и затраты на ремонт

2, 275

12.7%

2, 419

14.1%

-144

-6.0%

Налоги, за исключением налога на прибыль

521

2.9%

631

3.7%

-110

-17.4%

Арендная плата

638

3.6%

443

2.6%

+195

+44.0%

Прочие расходы

1, 579

8.8%

1, 628

9.5%

-49

-3.0%

Итого Скорректированные операционные расходы

17, 848

100.0%

17, 170

100.0%

+678

+3.9%

Услуги по перевозке и обработке грузов

Расходы на перевозку и обработку грузов выросли на 879  млн. рублей, или на 17,7%, и составили 5 858  млн. рублей в 2015 году против 4 979  млн. рублей в 2014 году. Основными факторами роста стали увеличение объемов перевозок порожних контейнеров на  6,6% к прошлому году, а также рост тарифа ОАО «РЖД» с 1 января 2015 г.  Рост перевозок порожних контейнеров был обусловлен ростом перевозок с использованием собственных контейнеров Компании, а также  дисбалансом перевозок в экспортном и импортном сообщении на российском рынке из-за колебаний курсов валют. 

Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда снизились на 102  млн. рублей, или на 2,2%, до 4 507  млн. рублей за 2015 г. по сравнению с 4 609  млн. рублей за 2014 г. в основном благодаря сокращению среднесписочной численности сотрудников Компании в России на 6,2%, с 4 069 до 3 816 человек, которое было частично компенсировано индексацией базовой зарплаты и увеличением взносов по социальному страхованию в результате изменений в  законодательстве, вступивших в силу с января 2015 г.

Амортизация

Расходы на амортизацию основных средств возросли на 9 млн. рублей или 0,4%, год к году и составили за 2015 год сумму 2 470  млн. рублей по сравнению с 2 461  млн. рублей годом ранее. Динамки расходов на амортизацию отражает стабильность структуры активов и боле низкий объем инвестиционной программы в 2015 г.

Материалы и затраты на ремонт

Затраты на материалы и ремонт снизились на 6,0% и составили 2 275  млн. рублей в 2015 году против 2 419  млн. рублей годом ранее, в основном за счет снижения средней стоимости ремонта частично компенсированного увеличением количества ремонтов.

Налоги за исключением налога на прибыль

Налоги за исключением налога на прибыль снизились на 17,4%, до 521  млн. рублей за 2015 год с 631  млн. рублей годом ранее, в основном за счет снижения  налоговых платежей  на движимое имущество.

Аренда

Расходы на аренду выросли на 195 млн. руб. или 44,0% до 638 млн руб. за 2015 год со значения 443 млн. рублей годом ранее, в основном за счет увеличения количества арендованных платформ в 1 полугодии 2015 г. Большинство договоров аренды подвижного состава были прекращены в 3-м квартале 2015 года.

Прочие операционные расходы

В состав прочих расходов включаются такие статьи как расходы на охрану, консультационные услуги, топливо и энергия, приобретение лицензий и программ, расходы на связь, изменения в резервных отчислениях, благотворительность и т.д.  Прочие расходы за 2015 год. уменьшились на 3,0% и составили 1 579  млн. рублей по сравнению с 1 628  млн. рублей годом ранее. Уменьшение произошло по статьям расходов на благотворительность и резервов на обесценение дебиторской задолженности и было частично компенсировано ростом стоимости программного обеспечения и лицензий.

Процентные расходы

Процентные расходы сократились на 140  млн. рублей, или 21,6%, и составили 508  млн. рублей за 2015 год по сравнению с 648 млн. рублей годом ранее, в основном, за счет плановых погашений основного долга по облигациям серии 02 на сумму 1 500 млн. рублей в  июне 2015 г.

Доля в финансовом результате ассоциированных компаний и совместных предприятий

Доля в финансовом результате ассоциированных компаний и совместных предприятий выросла на 447 млн рублей и составила в 2015 г. 612 млн рублей по сравнению с 165 млн рублей годом ранее. Данный рост был в основном обусловлен ростом прибыли КДТС вследствие девальвации тенге, что позволило скомпенсировать негативную динамику перевозок и терминальной переработки КДТС в Казахстане.

Прибыль до налога на прибыль

Вследствие описанных выше факторов прибыль до налога на прибыль уменьшилась на 1 159  млн. рублей, или на 24,6%, и составила 3 548  млн. рублей за 2015 год по сравнению с 4 707  млн. рублей за 2014 год.

Налог на прибыль

Расходы по уплате налога на прибыль сократились на 332  млн. рублей, или на 31,6%, до 717  млн. рублей за 2015 год с 1 049  млн. рублей за 2014 год, в основном, благодаря снижению налогооблагаемой базы.

Эффективная ставка налога снизилась с 22,3% в 2014 году до 20,2% в 2015 году.

Прибыль за период и совокупный доход

В результате действия вышеописанных факторов, чистая прибыль Общества за 2015 г. уменьшилась на 827  млн. рублей, или на 22,6%, и составила 2 831  млн. рублей за 2015 год по сравнению с 3 658  млн. рублей годом ранее. С учетом эффекта от курсовых разниц от пересчета в валюту представления и прочих эффектов неденежного характера совокупный доход общества за 2015 год снизился на 60,7% и составил 1 918  млн. рублей по сравнению с 4 873  млн. рублей годом ранее.

Ликвидность и источники капитала

По состоянию на 31 декабря 2015 г. Общество располагало денежными средствами и их эквивалентами на общую сумму 2 110  млн. рублей, а текущие активы общества превышали его текущие обязательства на 688  млн. рублей.

Бизнес Общества в значительной степени зависит от базы активов и их качества и связан с существенными инвестициями, в т.ч. в обновление парка подвижного состава и инвестиций в расширение и модернизацию терминалов и прочих активов. В течение отчетного периода Общество финансировало операционную деятельность и инвестиционную программу за счет собственного денежного потока.

Движение денежных средств

Ниже представлены основные компоненты консолидированных денежных потоков Общества за 12 месяцев 2015 и 2014 гг. соответственно:

 

млн. руб.

2015

2014

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

4 184

6 027

Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности

-2 280

-3 943

Чистые денежные средства, полученные от финансовой деятельности

-1 956

-2 752

Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов

-52

-668

Курсовые разницы

258

689

Денежные средства и их эквиваленты на конец периода

2 110

1 904

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности

Чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности, уменьшились на 1 843   млн. рублей или 30,6% год к году и составили 4 184  млн. рублей в 2015 году по сравнению с 6 027  млн. рублей годом ранее. Снижение операционного потока было обусловлено в основном уменьшением операционной прибыли на 19,8%, а также изменениями в оборотном капитале.

Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности

Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, уменьшились на 1 663  млн. рублей, или на 42,2%, и составили 2 280  млн. рублей за 2015 год по сравнению с 3 943  млн. рублей годом ранее, за счет сокращения капитальных затрат до 2 434 млн. рублей по сравнению с 4 212 млн. рублей годом ранее.

Чистые денежные средства, использование в финансовой деятельности

Отток денежных средств от финансовой деятельности за 2015 год составил 1 956 млн. рублей по сравнению со значением 2 752 млн. рублей за 2014 год, в основном за счет погашения задолженности по долгосрочным займам и выплаты  дивидендов. 

Капитальные вложения

Капитальные затраты Общества упали на 1 778  млн. рублей, или на 42,2%, и составили 2 434  млн. рублей в 2015 году по сравнению с 4 212 млн. рублей годом ранее. Основной объем капитальных вложений в 2015 году был направлен на модернизацию терминальной инфраструктуры, а также возмещение выбытия и увеличение парка контейнеров

Программа капитальных вложений на 2016 г.

Программа капитальных вложений Общества направлена на сохранение лидерских позиций Общества на российском рынке контейнерных перевозок, усиление позиций на внешних рынках, а также оптимизацию структуры активов и показателей операционной эффективности.

Общий объем капитальных затрат в 2016 г. запланирован на уровне 3,8 млрд. рублей (без НДС), однако реальный объем инвестиционной программы может быть  скорректирован с учетом рыночной ситуации. Основные капитальные затраты Общества в 2016 году также направлены на развитие  терминальной инфраструктуры и пополнение парка контейнеров.

Источники капитала

Текущая деятельность и инвестиции Общества финансируются преимущественно за счет собственных средств, а также за счет заимствований в российских рублях. По состоянию на 31 декабря 2015 г. задолженность Общества состояла из одного выпуска рублевых облигаций, обязательств по финансовой аренде и других заимствований на общую сумму 5 780   млн. рублей по сравнению с 6 777  млн. рублей на 31 декабря 2014 г. Чистый долг Общества на 31 декабря 2015 г. составил 3 663  млн. рублей.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. практически вся задолженность Общества является необеспеченной, за исключением обязательств по финансовой аренде, обеспеченных правами лизингодателя в отношении лизингового имущества. Вся задолженность Общества номинирована в российских рублях с фиксированной процентной ставкой.

Рублевые облигации серии 4

1 февраля 2013 г. Общество произвело выпуск неконвертируемых облигаций на общую сумму 5 000  млн. рублей с номинальной стоимостью 1 000 рублей и сроком обращения пять лет. Чистый доход от выпуска облигаций после вычета расходов, связанных с размещением, составил 4 988  млн. рублей. Ставка купонного дохода на пять лет составляет 8,35%. Купонный доход выплачивается раз в полгода.

Облигации серии 4 будут погашаться четырьмя равными долями один раз в полгода в течение четвертого и пятого годов обращения и задолженность по этим облигациям на отчетную дату отражена в составе долгосрочных займов. По состоянию на 31 декабря 2015 г. остаточная стоимость облигаций, отраженная в составе долгосрочных заимствований, составила 4 993  млн. рублей (4 990  млн. рублей на 31 декабря 2014 г.). Оставшаяся часть отражена в составе краткосрочной задолженности

Сумма начисленного купона составила 175  млн. рублей (174  млн. рублей на 31 декабря 2014 г.) и также была включена в консолидированный отчет о финансовом положении как краткосрочная часть долгосрочных займов.

Прочие заимствования

23 мая 2011 г. Общество привлекло заем у ООО «ТрастЮнион Эссет Менеджмент» на сумму 514  млн. рублей по ставке 9,5% годовых сроком на 5 лет для целей финансирования приобретения обыкновенных именных акций Общества в рамках реализации опционной программы менеджмента Общества. По состоянию на 31 декабря 2015 г. размер обязательств по займу составил 468 млн. рублей.

Оборотный капитал

Оборотный капитал Общества рассчитывается как разница между его текущими активами и текущими обязательствами. Основные статьи оборотного капитала на 31 декабря 2015 г. приведены  в таблице ниже:

 

 Млн. руб.

31 декабря 2015

31 декабря 2014

Текущие активы

Запасы

315

340

Дебиторская задолженность по основной деятельности и прочая дебиторская задолженность

1,392

1,542

Авансы выданные и прочие оборотные активы

3,527

2,958

Предоплата по налогу на прибыль

84

113

Краткосрочные финансовые вложения

7

8

Денежные средства и их эквиваленты

2,110

1,904

Внеоборотные активы на продажу

0

100

Итого текущие активы

7,435

6,965

Текущие обязательства

Кредиторская задолженность по основной деятельности и прочая кредиторская задолженность

3,405

3,084

Краткосрочные кредиты и займы

1,893

919

Задолженность по налогу на прибыль

99

189

Задолженность по налогам  за исключением налога на прибыль

634

401

Резервы

12

16

Обязательства по финансовой аренде  текущая часть

18

60

Дивиденды к уплате

0

0

Другие текущие обязательства

686

912

Доходы будущих периодов

0

0

Итого текущие обязательства

6,747

5,581

 

 

 

Оборотный капитал

688

1,384

Оборотный капитал Общества уменьшился на 696  млн. рублей на отчетную дату до 688 млн. рублей по сравнению с 1 384  млн. рублей по состоянию на 31 декабря 2014 г.

Отчетность

Консолидированная отчетность ПАО «ТрансКонтейнер» за 12 месяцев 2015 г. доступна в системе раскрытия информации Великобритании: http://www.hemscott.com/nsm.do  или на сайте Компании: http://www.trcont.ru  

Телефонная конференция

ТрансКонтейнер проведет телефонную конференцию сегодня, в среду, 30 марта 2016 г. в 13.00 по Лондонскому времени / 15.00 по Московскому времени. Детали звонка приведены ниже: 

 

UK

Россия

0800 694 0257 

810 8 002 097 2044

Код доступа

73507670#

 

Запись звонка будет доступна до среды, 27 апреля 2016 г. по следующим реквизитам:

 

UK

Россия

0800 953 1533

8 499 677 1064

Код доступа

73507670#

 

Контакты:

 

ПАО «ТрансКонтейнер»

 

Андрей Жемчугов, директор по фондовому рынку и работе с инвесторами

+7 495 637 9178
+7 495 609 6062

E-mail

ir@trcont.ru

Website

www.trcont.ru

 

Instinctif Partners

 

Galyna Kulachek / Saule Jandossova

+44 (0)20 7457 2020

 

 



[1] - Перевозки клиентских Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ов и собственных груженых контейнеров

[2] коэффициент порожнего пробега рассчитан как средняя дальность порожнего рейса, разделенная на суммарную среднюю дальность пробега оборудования в груженом и порожнем состоянии

В начало

Обратная связь

Годовой отчет за 2016 год

PDF- версия послед-
него годового отчета

Скачать >