Котировки
[С задержкой на 20 минут]
 

География деятельности 

Ознакомьтесь с интерактивной картой нашего присутствия
Смотреть карту >

География деятельности

Интервью с генеральным директором П.В.Баскаковым

Баскаков П.В.

 

Операционные и финансовые результаты

Экономическая ситуация в прошлом году оставалась сложной: экономика России сократилась на 3,7%, железнодорожный Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
ный рынок снизился на 8,0%, инфляция увеличилась на 12,9%. Какие резервы задействовала компания для преодоления негативных тенденций? В чем реальные преимущества бизнес-системы Общества - в клиентской базе, инфраструктуре, вовлеченности персонала?

Прежде всего, хочу сказать добрые слова в адрес команды. По-моему, благодарности за ответственный подход к делу незаслуженно относят в конец интервью, а я бы с них начал. На падающем рынке мы сумели увеличить свою долю с 45,6% до 47%, а в контейнерном импорте - наиболее конкурентном сегменте рынка – объем перевозок подвижным составом Общества вырос на 2,5%, при том, что контейнерный импорт в целом в 2015 г. упал на 18,5%. Нам удалось заработать для акционеров 2,8 млрд. рублей чистой прибыли. При этом, в отличие от сырьевых компаний, курсовые разницы в прошлом году ничего не добавили к нашему финансовому результату.

В 2015 году в очередной раз проявились преимущества бизнес-модели Общества, заложенной при его создании: сетевой масштаб бизнеса, позволяющий обслуживать десятки тысяч клиентов в России и за рубежом; наличие интегрированной базы ключевых активов – фитинговых платформ, контейнеров и терминалов, позволяющее оперативно реагировать на запросы клиентов и гарантировать качество сервиса, а также широкая сеть продаж. Это позволяет нам обеспечить устойчивость бизнеса и создает дополнительные возможности для развития. Например, в 2015 году на российском рынке значительно сократилось присутствие контейнеров морских линий, в результате чего в ряде регионов сформировался дефицит контейнеров под перевозку. Мы, как крупнейший в стране собственник контейнерного парка, предложили партнерам свои мощности. Это позволило нам привлечь новых клиентов и гарантировать транспортную доступность в области контейнерных перевозок в целом.

Доля ТрансТранспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнера
на российском рынке железнодорожных перевозок выросла на 1,4% что повлияло на этот показатель?

Прежде всего, в условиях нестабильности неоценимую поддержку компании оказывает высокое доверие клиентов, которое зарабатывается годами. Все 12 лет своего существования компания расширяла географию своего присутствия, обновляла парка фитинговых платформ и контейнеров, развивала технологии клиентского сервиса.

Наш клиентский сервис Isales, построен по принципу интернет-магазина и ориентированный в первую очередь на розничных клиентов, предпринимателей, компании  малого и среднего бизнеса. Я убежден - в условиях объективного сокращения грузовой базы качество сервиса и его удобство для клиентов являются существенным конкурентным преимуществом.

И, конечно, огромную роль играют клиентские менеджеры. Вопрос их мотивации, обучения, ориентация на проактивный подход к потребностям клиентов выходят на первый план.

Компания показала достойный уровень рентабельности по чистой прибыли в 14%, какие статьи расходов пришлось сократить?

Практически все. Затраты на персонал снизились на 2,2%, на ремонты и обслуживание – на 6,0%, прочие операционные расходы (в первую очередь, административные и управленческие) – на 3,0%. Общая сумма снижения расходов по данным статьям по сравнению с 2014 г. составила почти 300 млн. рублей.

Долговая нагрузка была сокращена на 14,8%, какие инструменты применяла компания для достижения такого результата?

Мы всегда проводили достаточно взвешенную долговую политику, и существующий график погашения позволяет обслуживать долг из собственных средств даже в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры. Рефинансировать же долг при тех процентных ставках, которые мы видели в течение прошлого года, было экономически нецелесообразно.

Планирует ли компания сокращать инвестиционную программу? На какие проекты компания направляет ресурсы?

Решения об инвестициях принимаются исключительно исходя из соображений экономической эффективности. Так, в прошлом году мы отказались от приобретения фитинговых платформ, потому что в условиях спада на рынке в этом не было необходимости.  В то же время в связи с высоким клиентским спросом на предоставление контейнеров мы более чем в три раза увеличили их закупки: в 2015 г. было приобретено 3 233 крупнотоннажных контейнера против 913 годом ранее. Также мы в плановом режиме реализуем свою программу по модернизации ключевых контейнерных терминалов.

Стратегия

Стратегия развития компании была утверждена в 2013 году. За это время в стране, в экономике, на рынке произошли значительные трансформации. Как Вы оцениваете актуальность принятых в 2013 году целевых показателей?

С точки зрения вектора нашего развития никаких принципиальных изменений с 2013 года не произошло. Миссия Общества, целевая бизнес-модель и стратегическая цель – рост стоимости бизнеса за счет масштабов и эффективности – по-прежнему остаются актуальными.

В то же время масштаб изменений, происшедших в экономике и на рынке за последние три года, заставляет нас пересмотреть способы и формы  достижения наших стратегических целей с учетом новых экономических реалий. В этом смысле необходимость актуализации действующей Стратегии действительно назрела.

Возможно ли в современных условиях серьезно заниматься среднесрочным и долгосрочным стратегическим планированием?

Не только можно, но и нужно. Только имея перед глазами четкие стратегические ориентиры на долгосрочную перспективу, можно принимать решения в условиях быстро меняющейся внешней среды. А скорость и качество изменений – экономических и технологических – пока только нарастает.

Что касается финансового и производственного планирования, оно, напротив, должно быть максимально гибким и учитывать различные сценарии, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на изменения внешней конъюнктуры.

Какие приоритеты пришлось изменить, от чего отказаться? Если это возможно, опишите стратегические приоритеты на 2-3 года вперед.

В нынешней ситуации основной акцент в нашей деятельности смещается с  экстенсивного развития путем наращивания парка вагонов и точек продаж на повышение эффективности имеющихся активов. 

Основным драйвером роста на ближайшие несколько лет становится повышение темпов  Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
изации, то есть увеличение доли перевозки грузов по железной дороге в Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнерах
.

Соответственно меняются и приоритеты нашей деятельности: повышение гибкости тарифообразования, рост качества транспортно-логистической услуги, разработка новых маршрутов и сервисов, развитие системы проактивных продаж.

Любое движение вперед связано с процессом постоянных улучшений, что, на Ваш взгляд, требует инвестиций в первую очередь – персонал, инфраструктура, цепочка поставок, клиентский сервис…?

Основным направлением нашей работы является рост конкурентоспособности. Это комплексное понятие, которое включает в себя и процесс технологических улучшений, и повышение качества сервиса, и соответствующие изменения в мотивации и подготовке персонала.

В долгосрочной перспективе мы ожидаем, что продажи транспортных услуг будут переходить в онлайн, как это уже происходит в других отраслях. Компания стремится быть в авангарде этого процесса. Мы прогнозируем рост инвестиций в развитие информационных технологий в области клиентского сервиса, оптимизации логистических схем и повышения эффективности использования производственных активов. 

Формирование единой платформы ценностей

В последние десять лет концепция Управление по ценностям или management by values (MBV) стала очень популярна в среде западных менеджеров. Как Вы оцениваете этот подход? Применим ли он для ТрансКонтейнера?

Я согласен с тем, что в нынешних условиях значение общих корпоративных ценностей приобретает все большее значение. Мы много уже говорили о том, как быстро происходят изменения в экономике, на рынке, в области развития технологий, и стандартных методов управления, к которым мы все привыкли – инструкций, положений, КПЭ – уже становится недостаточно для того, чтобы оперативно и качественно отвечать на ежедневно возникающие перед компанией вызовы.

Сегодня от сотрудника необходима не просто лояльность и следование должностным инструкциям, а  вовлеченность в рабочий процесс на эмоциональном уровне, что может быть достигнуто только в случае, если ценности компании и сотрудника совпадают.

Наша Компания стремится к тому, чтобы все сотрудники разделяли успех, осознавали свою причастность к корпоративным ценностям и гордились тем, что они являются частью большой команды.

Существует ли в компании корпоративная культура? Как можно ее охарактеризовать? Чем корпоративная культура ТрансКонтейнера отличается от любой другой подобной – какие уникальные качества можно отметить?

Полагаю, что корпоративная культура в той или иной форме существует практически в любой компании. ТрансКонтейнер существует уже двенадцать лет, и за это время, как мне кажется, в компании сформировалась здоровая и правильная корпоративная культура, которая характеризуется комфортной пси­хологической обстановкой, многие сотрудники ценят друг в друге не только профессионализм, но и личность. Эта культура отличается большой гибкостью, возможностью прорыва и очень высоких достижений, высокой вовлеченностью в рабочий процесс, высоким уровнем ответственности, уважения и целостного развития личности.

Можно ли сравнить компанию и человека, говоря о ценностях? 

Наверное, в той же степени, в какой можно сравнивать физическое и юридическое лицо. Безусловно, и для человека, и для компании есть общие ценности – профессионализм, вовлеченность, честность, развитие. Но если ценности человека важны прежде всего для него самого, то ценности компании оказывают влияние на гораздо более широкий круг заинтересованных лиц – сотрудников, клиентов, партнеров, акционеров и инвесторов, социальную среду в широком смысле этого слова. Поэтому поиск баланса ценностей для компании имеет гораздо большее значение. 

Устойчивое развитие

Как Вы оцениваете степень влияния компании на экологическую ситуацию в местах активной производственной деятельности?

В основном негативное влияние на экологию оказывает работа нашего автопарка и терминального хозяйства. Тем не менее, Общество уделяет пристальное внимание соблюдению всех требований природоохранного законодательства, объем расходов и инвестиций в  охрану окружающей среды составил в 2015 году 34,8 млн. рублей.

Что входит в план природоохранных мероприятий компании? Какие показатели компании удается контролировать?

Природоохранная деятельность в Обществе поставлена на систематическую основу. С самого начала нашей хозяйственной деятельности на ежегодной основе разрабатываются и реализуются планы природоохранных мероприятий.  В частности,  в 2015 году ПАО «ТрансКонтейнер» утвердило план организационно-технических мероприятий по выполнению целевых параметров экономии основных топливно-энергетических ресурсов. В результате по итогам года удалось снизить потребление электроэнергии на 3,3%, бензина – на 5,2%, дизельного топлива  - на 8,0%.

Процесс стратегического планирования ведется по пяти основным проекциям: «Процессы», «Активы», «Клиенты», «Финансы» и «Развитие», по каждому из которых для менеджмента устанавливаются КПЭ. Учитывает ли компания в этом процессе социальные и экологические показатели?

Наиболее значимый для нас КПЭ – это уровень производственного травматизма, который также учитывается в числе наших критических рисков. Рад подчеркнуть, что в 2015 году нам удалось удержать его на нулевой отметке. Также есть ряд КПЭ, связанных с соблюдением трудового законодательства.

В то же время должен признать, что удельный вес КПЭ, связанных с обеспечением социальной ответственности нашего бизнеса, в общей системе показателей эффективности пока недостаточен. Нам предстоит большая работа в этом направлении. 

Инвестиционная привлекательность

Акции ПАО «ТрансКонтейнер» торгуются на Московской бирже и в 2015 стабильно снижались. Что планирует предпринять компания для повышения привлекательности для инвесторов?

Если Вы посмотрите на котировки акций других компаний  нашей отрасли, вы увидите сходную динамику: привлекательность российского сектора грузовых перевозок  для инвесторов существенно снизилась в результате ухудшения макроэкономической ситуации.  Кроме того, сокращение количества акций в свободном обращении негативно сказалось на ликвидности и, как следствие, инвестиционной  привлекательности акций Общества.

Безусловно, для нас эта ситуация представляет собой определенный вызов и мы над ней работаем. Фундаментальной основой роста котировок акций является рост производственных и финансовых показателей – задача, которую перед менеджментом ставят акционеры. Но для того, чтобы он адекватно отражался в цене акций, необходимо обеспечить необходимый уровень их ликвидности. С этой целью в прошлом году мы выбрали маркет-мейкеров на Лондонской и Московской биржах, которые приступили к работе в начале 2016 г. Кроме того, мы находимся  в постоянном диалоге с нашими ключевыми финансовыми инвесторами.

Какие риски наиболее существенны для компании во взаимодействии с организаторами торгов?

В 2016 г. заканчивается переходный период, связанный с завершением реформы листинга на Московской бирже, начавшейся в 2014 г. На сегодняшний день акции Общества включены в Первый котировальный список, который предъявляет наиболее жесткие требования к качеству корпоративного управления, уровню ликвидности акций и так далее. Кроме того,  эти требования периодически совершенствуются и модернизируются. Поддержание акций в Первом котировальном списке является существенным фактором инвестиционной привлекательности публичной компании, поэтому любые риски, связанные с понижением уровня листинга, мы рассматриваем как критические.

Прогноз

В 2015 году компания максимально использовала возможности своей интегрированной бизнес-модели на внутренних перевозках. Как планируется ли развивать транзитные маршруты и международные направления?

Во-первых, в прошлом году у нас развивались не только внутренние перевозки, которые выросли на 0,8%. Контейнерный импорт подвижным составом Общества продемонстрировал даже более впечатляющую динамику и вырос на 2,5%.

Во-вторых, преимущество нашей бизнес-модели в том и состоит, что мы имеем возможность оперировать не на отдельных маршрутах, а по всей сети железных дорог СНГ и Прибалтики и, соответственно, максимально быстро реагировать на изменения внешней конъюнктуры и динамику Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
Транспортное оборудование для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры являются достаточно прочными для многократного использования и могут быть штабелированы. Различают среднетоннажные (3- и 5-тонные) контейнеры, соответствующие устаревшему стандарту, принятому в СССР, и используемые до сих пор в перевозках по России и странам СНГ, и крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ISO (20- и 40-футовые), используемые в российских и международных перевозках. Для количественного измерения транспортных потоков была введена универсальная условная единица ДФЭ (TEU).
контейнер
опотоков в различных видах сообщений.

Что касается  международных направлений, одним из наиболее ключевых приоритетов для нас является развитие бизнеса с Китаем и, шире – со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, причем речь идет о всех видах международных перевозок - импортных, экспортных и транзитных и различных транспортных коридорах: через российские порты Дальнего Востока, сухопутный погранпереход Забайкальск, а также через Казахстан и Монголию. Полагаем, что у нас для этого уже построена вся необходимая инфраструктура – успешно работает наше совместное предприятие АО «Кедентранссервис» в Казахстане и РейлКонтейнер в Китае, налажена широкая сеть контактов с китайскими железными дорогами, портами и экспедиторами. Успешный старт проекта по консолидации перевозок на базе порта Инкоу подтверждает, что мы движемся в верном направлении.

В каких направлениях ожидается развивать клиентский сервис – онлайн торговля, внедрение новых логистических услуг? 

Клиентский сервис должен развиваться, прежде всего, в направлении упрощения процесса организации перевозки, повышения качества обслуживания и ценовой эффективности – так, чтобы клиенту перевозить груз в контейнере было легко, удобно и выгодно  - по  меньшей мере, по сравнению с доступными на рынке альтернативами.

Мы придаем большое значение развитию информационных технологий, которые позволяют не только радикально упростить и ускорить процесс оформления заказа, но и в перспективе могут стать важным фактором снижения издержек, связанных с поддержанием и расширением сети продаж.

Что касается логистики, здесь у нас есть значительный потенциал оптимизации логистических решений и разработки новых сервисов, основанный на уникальной маршрутной сети нашей компании. С целью его более полной реализации в настоящее время мы проводим изменения в организационной структуре, которые планируется завершить в 2016 г. 

Каковы ожидания на 2016 год?

По сравнению с прошлым годом мы ожидаем определенной стабилизации экономической и рыночной ситуации в 2016 г. Кроме того, мы будем продолжать мероприятия по повышению внутренней эффективности, отладке бизнес-процессов и оптимизации расходов. Я уверен в нашей команде, и, в отсутствие каких-либо внешних шоков (экономических или политических) мы рассчитываем на положительную динамику показателей прибыли и рентабельности.

В начало

Обратная связь

Годовой отчет за 2015 год

Годовой отчет за 2015 год

PDF- версия послед-
него годового отчета

Скачать >